Ульяновский завод малолитражных двигателей был создан
в 1944 г. Его первой продукцией стали небольшие стационарные двигатели
Л3/2, служившие в качестве силовых приводов генераторов и различных механизмов.
В первые послевоенные годы завод освоил выпуск более мощных моторов Л6/3,
нашедших широкое применение в сильно пострадавших в период боев сельских
районах страны. В середине пятидесятых годов на смену этим агрегатам,
нуждавшимся в водяном охлаждении, пришли малолитражные двигатели "Ульяновец"
с воздушным охлаждением, а с 1983 г. предприятие выпускает мотонасосный
агрегат "Свияга" с двухцилиндровым бензиновым двигателем. На
международной выставке в Познани (Польша) агрегат "Свияга",
предназначенный для применения в личном подсобном хозяйстве, был отмечен
золотой медалью.
В 1959 г. завод освоил производство лодочного двухтактного одноцилиндрового
подвесного мотора "Стрела". Он стал родоначальником целой серии
лодочных моторов, изготовляемых в Ульяновске до настоящего времени. В
1965 г. "Стрелу" сменил более совершенный "Ветерок"
- двухцилиндровый подвесной двигатель, выпускавшийся в широкой гамме модификаций.
Эти моторы отличались компактностью, небольшой массой, простотой конструкции
в сочетании с экономичностью. На их основе были созданы и серийно производились
экспортные модификации, получившие наименование "WIND". Различные
варианты "Ветерка" выпускаются и сегодня.
Двигатели "Ветерок" неоднократно получали высокие оценки как
отечественных, так и зарубежных специалистов. Конвейерная сборка, применение
многослойных высококачественных эмалевых покрытий, тщательный пооперационный
контроль на всех этапах изготовления обеспечивали им отличные эксплуатационные
характеристики. Заводские испытатели и спортсмены много раз становились
рекордсменами и чемпионами водно-моторных соревнований на первенство СССР
и России. Недаром "Ветерок" был отмечен дипломом II степени
ВДНХ и удостоен диплома международной выставки "Автосервис-73".
В 1968 г. в жизни предприятия произошли важные перемены. Решением правительства
оно было преобразовано в Ульяновский моторный завод и перед ним была поставлена
задача: развернуть производство автомобильных двигателей, прежде выпускавшихся
в Заволжье, Горьковской области. На заводе была произведена реконструкция
и техническое перевооружение, обеспечившие повышение эффективности производства
и качества продукции.
Четырехцилиндровые карбюраторные двигатели рабочим объемом 2,45 л предназначались
для отечественных "джипов" - пассажирских, грузовых и многоцелевых
вездеходов марки "УАЗ". В дальнейшем конструкторский коллектив
завода на основе заволжского мотора сумел разработать ряд новых, более
мощных и совершенных двигателей. В 1993 г. Ульяновский моторный завод
был реорганизован и стал называться ОАО "Волжские моторы". В
настоящее время им осуществляется крупносерийное производство автомобильных
двигателей двух семейств:
- - с рабочим объемом 2,45 л, в том числе модель 4178.10 с карбюраторной
системой топливоподачи и модель 420.10 с электронным впрыском топлива,
предназначенные для установки на автомобили УАЗ-31544, УАЗ-3962, УАЗ-3303
и др.;
- - с рабочим объемом 2,89 л, в том числе модель 421.10 и ее модификации
с карбюраторной системой топливоподачи и модель 4213.10 с электронным
впрыском топлива, предназначенные для установки на модернизированные
УАЗ-31519, УАЗ-3153, УАЗ-33039 и новые грузопассажирские автомобили
УАЗ-3160 и УАЗ-3162.
Указанные модели двигателей имеют нижний распределительный
вал и штанговый привод клапанов, отличаются умеренным уровнем форсирования
(до 40 л.с./л). Эксплуатация автомобилей с двигателями 4218.10 и 421.10
продемонстрировала значительное улучшение их динамических характеристик.
Внедрение комплексной микропроцессорной системы управления топливоподачей
и зажиганием с обратными связями по датчику кислорода и датчику детонации
позволило начать выпуск двигателя 4213.10. Он рассчитан на работу с трехкомпонентным
нейтрализатором и обеспечивает выполнение новых, более жестких норм ЕЭК
ООН.
С 1997 г. ОАО "Волжские моторы" освоило производство двигателей
повышенной мощности для автомобилей "Газель", выпускаемых нижегородским
производственным объединением "ГАЗ". Двигатели моделей 4215.10-10
(бензин А-76) и 4215.10-30 (бензин АИ-92 или АИ-93) были разработаны на
базе мотора 421.10 и отличаются от него наличием дополнительного привода
вентилятора. Модель 4215.10-30 оснащена системой рециркуляции отработавших
газов, значительно снижающей токсичность выхлопа.
В 2000 г. завод приступил к мелкосерийному изготовлению новых двигателей
модели 249.10 с комплексной микропроцессорной системой управления впрыском
топлива и зажиганием. Двигатель отличается верхним расположением распределительного
вала и наличием гидротолкателей в газораспределительном механизме, что
обеспечивает снижение уровня шума и эксплуатационных затрат.
Блок цилиндров выполнен из алюминиевого сплава с залитыми тонкостенными
гильзами из чугуна. Конструкция блока не имеет аналогов в России, в июне
1998 г. на способ изготовления блока получен патент РФ. Применение оригинальной
конструкции блока цилиндров позволило:
- - значительно увеличить структурную жесткость и тем самым повысить
ресурс цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма;
- - уменьшить уровень шума, излучаемого двигателем;
- - уменьшить количество тепла, отдаваемого в охлаждающую жидкость,
и благодаря этому снизить тепловую напряженность системы охлаждения
автомобилей.
Вместе с тем, конструкторы "Волжских моторов"
сумели сохранить технологическую совместимость нового двигателя с серийно
выпускаемыми моделями. Так, остались неизменными межцилиндровое расстояние,
координаты расположения силовых шпилек на блоке цилиндров, координаты
впускных и выпускных клапанов на головке блока цилиндров и др. Применен
ряд деталей и узлов от серийных двигателей: коленчатый вал, шатуны, поршни
и другие детали, однако требования, предъявляемые к их качеству, стали
более жесткими.
Двигатель модели 249.10 предназначен в основном для установки на перспективные
грузопассажирские автомобили УАЗ-3160 и УАЗ-3162, а также на новинку Ульяновского
автозавода - "минивэн" УАЗ-3165. Характеристики двигателя почти
идеально соответствуют требованиям использования его на автомобилях повышенной
проходимости и малотоннажных грузовиках. Предполагается, что модель 249.10,
с учетом ее достаточной мощности и удовлетворения требованиям норм ЕВРО-2
и ЕВРО-3 по токсичности, найдет широкое применение на автомобилях ОАО
“ГАЗ".
Следует подчеркнуть, что двигатели семейств 421.10 и 249.10 изначально
создавались для автомобилей повышенной проходимости и легких грузовиков,
поэтому при установке на автомобили класса "Газель" они имеют
заметные преимущества перед двигателями аналогичного класса, выпускаемыми
в России. Так, они имеют больший крутящий момент (приблизительно на 10
%), равную или большую мощность при меньшей частоте вращения коленчатого
вала. В результате автомобиль получает лучшие динамические характеристики
как при эксплуатации в городских условиях, так и в сельской местности.
Наличие моделей, работающих на низкооктановом бензине А-76, позволяет
при необходимости снизить затраты на эксплуатацию ульяновских моторов.
Немаловажно и то, что они в среднем на 15 кг легче двигателей ОАО "ЗМЗ"
при равной мощности. Эти преимущества позволяют ОАО "Волжские моторы"
уверенно смотреть в будущее и рассчитывать на расширение применения своей
продукции отечественными автомобильными заводами. Так, если за первые
9 месяцев 1999 г. "Волжские моторы" выпустили 82 154 автомобильных
двигателя (из них 59 710 для ОАО "УАЗ" и 11 224 для ОАО "ГАЗ"),
то за аналогичный период 2000 г. - уже 99 020 единиц (в том числе 70 637
- для ОАО "УАЗ" и 14 762 - для ОАО "ГАЗ").
|
|
Двигатель 4178.10
|
Подвесной мотор "Ветерок-12"
|
|
|
Двигатель 4218.10
|
Агрегат "Свияга"
|
|