предыдущий материал

РАЗРАБОТКА
ГУП "Завод им. В.Я. Климова" :
Петр Изотов
главный конструктор
Данила Изотов
менеджер по рекламе

Семейство ТВ3-117: настоящее и будущее


Сегодня почти все отечественные серийные вертолеты, включая новейшие, оснащаются двигателями семейства ТВ3-117. В ОКБ "Завод им. В.Я. Климова" разработано около 20 модификаций этих моторов. Масштабы выпуска ТВ3-117 внушают уважение: уже построено более 23 500 единиц, общая наработка которых превышает 12 млн летных часов. Двигатели ТВ3-117 применяются на вертолетах, эксплуатирующихся в 60 странах Европы, Азии, Америки и Африки, а также в Арктике и Антарктике.

(Окончание. Начало в №№ 2, 3 - 2000 г.)

В 70-80-х годах ТВ3-117 постепенно завоевал весь рынок двигателей для средних вертолетов в Советском Союзе. Но это были в большинстве своем военные вертолеты: Ми-14, Ми-24. Ми-28, Ка-27, Ка-29, Ка-50. С начала 80-х годов все большую популярность среди эксплуатирующих компаний у нас в стране и за рубежом получали гражданские вертолеты Ми-17 и Ка-32 с различными модификациями двигателя ТВ3-117. Эти машины оказалась чрезвычайно эффективны как при грузопассажирских перевозках, так и при специальных работах - трелевке леса, тушении пожаров, монтаже высотных конструкций и т.п. Безусловно, эти вертолеты по обобщенному параметру технико-экономической эффективности стали лидерами в мировой коммерческой эксплуатации машин аналогичного класса.

В конце 1990 г. встал вопрос о сертификации модификаций ТВ3-117ВМ/ВМА (серии 02) для вертолетов Ми-17 и Ка-32. В течение двух с половиной лет был защищен весь комплекс сертификационных испытаний на ресурс 3000 ч (назначенный) и 1500 ч (межремонтный) по требованиям Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК).

В связи с проектированием ТВ3-117 по военным нормам прочности для сертификации в АР МАКе необходимо было провести ряд дополнительных испытаний: разгонные испытания роторов, обрыв лопаток турбин, заброс мелких и средних птиц, снега, льда, воды и града, для чего была изготовлена специальная пневматическая пушка. Кроме этого была подготовлена доказательная сертификационная документация. Одновременно двигатель проходил ресурсные испытания, результаты которых были зачтены при сертификации, 24 июня 1993 г. "Климову" был выдан Сертификат типа АР МАК № 34-Д, в котором отмечалось: "типовая конструкция двигателей ТВ3-117ВМ, ТВ3-117ВМ серии 02, ТВ3-117ВМА, ТВ3-117ВМА серии 02 соответствует специальным нормам годности НЛГ-32.33". Для фирмы это было настоящим событием: военный двигатель, проектировавшийся на ресурс 300 ч, успешно прошел гораздо более сложные "гражданские" испытания на ресурс 3000 ч!

Запасы газодинамической устойчивости компрессора, который до сих пор является лучшим в России, позволили коллективам "Климова" и "Мотор Сич" под руководством генерального конструктора А.А. Саркисова и генерального директора В.А. Богуслаева в дальнейшем модернизировать двигатель как в направлении повышения технических характеристик и совершенствования технологии производства, так и в направлении продления ресурса. В 1999 г. двигатели получили назначенный ресурс в 7500 ч и до 1-го ремонта в 2000 ч. В настоящее время завершается оформление ресурса до 1-го ремонта на 3000 ч.

Вертолеты "Миля" и "Камова", во многом благодаря надежной работе мощной силовой установки, получали все более широкое распространение, в том числе и в самых густонаселенных странах планеты - Индии и Китае. В августе 1994 г. двигатели ТВ3-117ВМ (серии 02) для вертолета Ми-17 были удостоены Сертификата типа Индии, через пять лет, в июле 1999 г., - Сертификата типа Китая. В мае 1998 г. двигатели ТВ3-117ВМА (серии 02) для вертолета Ка-32 получили Сертификат типа Транспорта Канады, страны, являющейся, во-первых, одним из мировых лидеров авиационной промышленности и, во-вторых, членом блока НАТО. В ближайшем будущем будет получен канадский Сертификат на двигатели ТВ3-117ВМ (серии 02) для Ми-17. Наличие этих сертификатов весьма упрощает продажу российской гражданской авиатехники не только в Индии, Китае и Канаде, но и на мировом рынке в целом.

В начале 2000 г. при поддержке инициативы "Климова" и "Мотор Сич" на самом высоком государственном уровне было образовано Закрытое акционерное общество "Двигатели "Владимир Климов - Мотор Сич" (сокращенно - ЗАО "ВКМС"). Основной целью ЗАО является координация работ этих предприятий по производству, ремонту и эксплуатации двигателей ТВ3-117 в России, странах СНГ и дальнем зарубежье. Кроме того, ВКМС объединяет усилия российских и украинских авиадвигателестроителей по созданию новых модификаций на базе сертифицированного двигателя ТВ3-117ВМА (ВК-2500, ВК-1500, ВК-1500В) и ряду других работ.

В конце 1994 г. "Климов" вышел с предложением о форсировании двигателя ТВ3-117ВМА на взлетном режиме до мощности 2400 л.с. и на чрезвычайном режиме - до 2700 л.с. Это позволило бы резко улучшить летно-технические характеристики как существующих вертолетов, так и вновь создаваемых (Ми-28Н, Ка-50 и др.). Восстанавливая традиции ОКБ, двигателю дали индекс по инициалам его первого генерального конструктора Владимира Климова - ВК-2500 (ТВ3-117ВМА-СБЗ). Новая конструкция турбины компрессора с лопатками из материала ЖС-26 направленной кристаллизации и другими усовершенствованиями позволили увеличить температуру газа перед турбиной с 1263 до 1293 К и обеспечили запланированное повышение мощности. Кроме того, на двигателе применена новая цифровая система автоматизированного управления и контроля БАРК, обеспечивающая оптимизацию эксплуатационных характеристик двигателя и вертолета (системы БАРК разрабатываются и производятся на специально созданном на "Климове" новом производстве).

При установке двигателя ВК-2500 вертолеты смогут подниматься на 1 км выше при нагрузке, большей на 1…2 т (в зависимости от типа вертолета). При этом поддержание режимов двигателей происходит до температуры окружающего воздуха +40 °С. Эти качества придают вертолетам, как гражданским, так и военным, принципиально новые возможности при эксплуатации в высокогорных районах и районах с жарким климатом. Увеличивается скорость и улучшается маневренность вертолетов. Двигатель ВК-2500 будет устанавливаться на все ранее выпускавшиеся типы средних вертолетов "Ми" и "Ка". Его производство налаживается и на серийном заводе "Мотор Сич", и на "Климове" (в январе 1999 г. "Климов" получил лицензию на право производства ТВ3-117, тем самым став единственным серийным заводом в России по изготовлению вертолетных двигателей).

Летные испытания ВК-2500 начались в конце мая 2000 г. на Ростовском вертолетном заводе. Первый полет был совершен 28 мая, а 30 мая состоялась официальная презентация модифицированного вертолета Ми-24 с двигателями ВК-2500. Большая заслуга в осуществлении этого проекта принадлежит недавно ушедшему из жизни генеральному директору "Роствертола" М.В. Нагибину и его преемнику В.Н. Слюсарю. В конце сентября два двигателя ВК-2500 отправлены на фирму "Камов" для установки на вертолет Ка-50. Следующие опытные двигатели ВК-2500 изготавливаются для Казанского (для установки на Ми-17) и Московского (для Ми-28Н) вертолетных заводов.

В настоящее время двигатель проходит цикл испытаний, которые должны закончиться к концу 2000 г. получением Сертификата типа АР МАК.

Самым привлекательным для эксплуатирующих компаний в этом двигателе является то, что при выполнении ремонта любую модификацию ТВ3-117 можно переделать в модификацию ВК-2500. При этом значительно повысятся летно-технические характеристики уже эксплуатирующихся вертолетов. Эти работы будут выполняться только на "Климове" и "Мотор Сич".

Одновременно с началом работ по ВК-2500, в 1995 г., после многочисленных обсуждений, было принято решение о применении серийного сертифицированного двигателя ТВ3-117ВМА в турбовинтовом варианте для двухдвигательного самолета местных воздушных линий фирмы "Антонов" Ан-140. Первоначальная взлетная мощность двигателя ТВ3-117ВМА-СБ2 была определена в 1850 л.с., поэтому с целью максимального использования узлов и деталей базового двигателя и сокращения сроков его создания была выбрана схема с внешним валом винта и задним выносным редуктором, являющимся одновременно коробкой самолетных агрегатов. Два экземпляра этого двигателя в апреле 1997 г. начали одновременно стендовые испытания на "Климове" и "Мотор Сич". А уже в сентябре 1997 г. опытный самолет Ан-140 совершил первый испытательный полет. В дальнейшем в связи с увеличением числа пассажиров с 44 до 52 необходимо было увеличить мощность двигателя до 2500 л.с. По объективным причинам и по взаимной договоренности доводкой этого двигателя, получившего новое обозначение ТВ3-117ВМА-СБМ1, занялся коллектив ЗМКБ "Прогресс" под руководством генерального конструктора Ф.М. Муравченко. На двигателе была полностью сохранена схема предшественника. "Прогресс" успешно справился с поставленной задачей, и в апреле 2000 г. двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1 получил Сертификат типа АР МАК. Двигатель передан в серийное производство на завод "Мотор Сич".

В 1998-1999 гг. "Климов" спроектировал на базе узлов двигателей ТВ3-117ВМА и ВК-2500 турбовинтовой двигатель ВК-1500 мощностью 1500 л.с. для самолетов местных воздушных линий Ан-38, Ан-3, Бе-32. В двигателе были применены: 10-ступенчатый компрессор (вместо 12-ступенчатого), современная укороченная камера сгорания, двухопорный турбокомпрессор без промежуточной опоры между компрессором и турбиной, силовая турбина с выводом вала по оси двигателя как вперед (для турбовинтовых и турбовальных вариантов двигателя), так и назад (для турбовальных вариантов), новая цифровая система автоматического регулирования и контроля.

Высокая степень унификации узлов и деталей позволит в кратчайшие сроки завершить разработку, провести испытания и сертификацию двигателя (запланирована на конец 2001 г.) и внедрить его в массовое производство на заводе "Мотор Сич". А в перспективной разработке уже находится проект турбовального двигателя ВК-1500В для вертолетов типа Ка-60/Ка-62.

"Климов" продолжает разрабатывать "газовые" варианты вертолетных двигателей. Сейчас проектируется политопливная модификация ТВ3-117 с топливорегулирующей аппаратурой, аналогичной ТВ2-117ТГ (см. “Двигатель” № 1 - 2000). Двигатель будет способен работать на попутном нефтяном газе, авиационном сконденсированном топливе (АСКТ), пропане, бутане, авиационном и автомобильном бензине, керосине, дизельном топливе и их смесях с авиационным топливом. Этот двигатель предназначается для эксплуатации на вертолетах Ми-17 в труднодоступных районах Севера и Сибири, где наблюдается дефицит и низкое качество авиационного топлива. К тому же эти районы насыщены нефтяными месторождениями, где попутный газ при добыче нефти выбрасывается в атмосферу и сжигается без какой-либо пользы. Использование этого газа на вертолетах не только дало бы большую экономию материальных средств, но и способствовало бы улучшению экологии в этих районах.

Рыночные отношения заставили коллектив "Климова" искать новое, "неавиационное", применение своим газотурбинным двигателям: модифицированные двигатели ТВ3-117 теперь служат и в энергетики в качестве приводов электрических генераторов, высоконапорных гидравлических насосов, компрессоров и других приводных устройств. Установки с этими приводами находятся в промышленной эксплуатации с 1998 г.

Созданный почти 30 лет назад двигатель ТВ3-117 до сих пор не исчерпал всех своих возможностей благодаря заложенным высоким характеристикам компрессора. Коллективы "Климова", "Мотор Сич" и их детища ВКМС продолжают и будут продолжать его совершенствование и создание новых двигателей самого знаменитого российского семейства вертолетных двигателей еще, как минимум, на протяжении всего первого десятилетия наступающего века. А по прогнозам специалистов двигатели ТВ3-117 останутся в строю, по крайней мере, до середины XXI века.


Модификации двигателя ТВ3-117ВМА
Двигатель (применение)
Сертификат типа
Nном/Nчр
Разработчик
Производитель
Базовый двигатель ТВ3-117ВМА
АР МАК №34-Д, Канада IE-35, Китай №VTC090E, Индия №5-9/88-RD-2E
2200/2400
л.с.
"Климов"
"Мотор Сич", "Климов"
Самолеты
ТВЗ-117ВМА-СБМ1
(Ан-140)
АР МАК № СТ183-АМД
2500/2800
л.с.
"Прогресс", "Мотор Сич", "Климов"
"Мотор Сич"
ВК-1500
(Ан-38, Ан-3, Бе-32)
Сертификация 2001 г.
1500 л.с.
"Климов"
"Мотор Сич"
Вертолеты
ВК-2500
(Ми-17, Ми-24, Ми-28Н, Ка-32, Ка-50)
Сертификация 2001 г.
2400/2700
л.с.
"Климов"
"Климов", "Мотор Сич"
ВК-1500В
(Ка-60, Ка-62)
Сертификация 2001 г.
1500 л.с.
"Климов"
"Климов" в кооперации с "Мотор Сич"
Энергетика
ГТП1,25/ГТП-2,5
(мобильные электростанции, газоперекачивающие станции)
Промышленная эксплуатация с 1998 г.
1,25...2,5 МВт
"Климов"
"Климов"

Презентация Ми-24 с двигателями ВК-2500 (30 мая 2000 г.)
Двигатель ВК-1500
МИ-171 с ТВ3-117ВМА (на переднем плане)
Ан-140 с ТВ3-117ВМА-СБМ1 (на заднем плане)
Двигатель ВК-2500
Генеральный конструктор А.А. Саркисов среди своих "детищ"
Гондола Ка-50 с логотипом "Климова"
Презентация Ми-24 с двигателями ВК-2500.
В центре - генеральный конструктор А.А. Саркисов.

предыдущий материал
оглавление
следующий материал