предыдущий материал

ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Владимир Засадил
генеральный директор завода "ЛОМ-Прага"

Чешские поршневые авиационные двигатели: история продолжатеся


Российско-чешское авиационно-техническое сотрудничество многие годы служило хорошим примером международной интеграции и кооперации. Однако наибольшее распространение в СССР, а затем и в России получили чешские самолеты с газотурбинными двигателями. Возникшая относительно недавно острая потребность в поршневых авиадвигателях застала российских самолетостроителей врасплох. Наладить производство необходимой гаммы моторов в России пока не получается. Зато Чехия сохранила производственные мощности для изготовления "поршневиков". Эти двигатели надежны, недороги, имеют большой ресурс, удобны в обслуживании и ремонте, и, наконец, самое главное - они способны работать на автомобильном бензине. Сотрудничество с одним из старейших авиационных предприятий Чехии позволит решить проблему поршневого авиадвигателя для новых российских самолетов, сделает возможным насыщение целого сектора авиационного рынка - авиации общего назначения.

В Чехии и бывшей Чехословакии существовали и существуют богатые традиции производства самолетов общего назначения, оснащенных двигателями внутреннего сгорания (ДВС). В России и СНГ хорошо знают такие машины, как Zlin Trainer, Aero 145 и L-200 Morava. Предназначенные для этих самолетов ДВС первого поколения Walter Major, разработанные и поступившие в производство еще в 30-е годы, выпускались заводом Walter (Прага). Их сменили моторы 2-го поколения Walter Minor, серийное производство которых началось после окончания Второй мировой войны. Выпуск двигателей 3-го поколения был развернут уже на другом предприятии - заводе AVIA (Прага), занимавшегося производством только 6-цилиндровых вариантов М 337 и М 137 и их модификаций "А", "АК", "АZ". На заводе AVIA (сегодня это - AVIA PROPELLER) созданы и до сих пор выпускаются хорошие винты к этим двигателям - V-500A и V-503. С 1992 г. разработкой и производством авиационных ДВС занимается третий завод - LOM (Прага).

Завод LOM, изготовитель поршневых двигателей семейства Walter, имеет богатые традиции. Предприятие было создано в 1915 г. и занималось производством и ремонтом авиадвигателей, а после 1945 г. стало "чисто" ремонтным заводом, работавшим в интересах чехословацких ВВС и других заказчиков. До сих пор LOM осуществляет ремонт двигателей самолетов L-29, L-39, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, Су-25; Су-22; вертолетов Ми-17, Ми-24 и др. Производство авиационных ДВС на заводе было возобновлено в 1992 г.

Прежде всего, LOM приступил к расширению производственной программы, организовав серийный выпуск двигателей М 132, 332, 137, 337. Межремонтный ресурс этих ДВС был доведен до 2000 летных часов при работе на маслах категории MIL-L-22851D и до 1400 часов при работе на маслах категории МС-20. Позднее на заводе LOM были разработаны и запущены в производство винты V-231, V-341, V-541 и V-546. В настоящее время прошли сертификацию двигатели М 132, 332, 137, 337 варианта "В", отличающиеся повышенной мощностью, которая достигнута путем увеличения частоты вращения коленвала до 3000 мин-1. В процессе сертификации находятся двигатели варианта "С" с повышенной до 8,2 степенью сжатия. Двигатели LOM способны работать не только на авиационных бензинах и маслах восточного и западного производства, но и на автомобильном бензине. Следует подчеркнуть, что моторы LOM сертифицированы не только в Чехии, но и за рубежом. Своим большим достижением руководство фирмы считает получение российского сертификата (№ 77-Д от 18 августа 1995 г.). В настоящее время авиарегистром Российской Федерации сертифицированы двигатели М 332 и М 337 в вариантах "А" и "АК".

Двигатели LOM пользуются спросом среди европейских, американских и африканских потребителей. Особенно широко эти ДВС используются в России, США, Канаде и Алжире. Российские авиаконструкторы, проектируя новые самолеты и вертолеты с поршневыми двигателями ("Альфа М", Су-38Л, МАИ-219с/х, Ми-60 МАИ и др.), ориентируются преимущественно на моторы марки LOM. Кроме того, ведутся переговоры о подготовке модификаций летающих самолетов Ил-103, Бе-103, "Аккорд", "Аэролада" и других с двигателями LOM.

Завод LOM имеет богатые традиции сотрудничества с российскими партнерами и будет стремится развивать взаимовыгодные контакты. Руководство LOM выражает искреннюю признательность сотрудникам и нашим друзьям на фирмах "Турботест", "Аэринг", ЦИАМ, АООТ "ОКБ Сухого", ТНТК им. Бериева, МАИ, "Интехавиа", "Рефлай", "Мотив" за совместную плодотворную работу по тематике авиационных ДВС. Мы приглашаем к сотрудничеству и другие заинтересованные организации.


Основные этапы возобновления производства авиационных ДВС на заводе LOM
Год
Событие
1989
Соглашение между LOM - AVIA - MOTORLET о передаче конструкторской ответственности и производства авиационных ДВС с завода AVIA на завод LOM.
1990-1991
Подготовка производства. Доводка двигателей М 137, 337, выпущенных после 1.01.1992 г. до ресурса 2000 летных часов. Новое издание технических описаний, инструкций по эксплуатации, каталогов и прейскурантов на чешском, русском и английском языках.
1992
Начало выпуска М 332А, АК и винтов V-231.
1993
Начало выпуска М 337, АК. Повторная сертификация двигателей авиарегистром ЧР по требованиям регламента FAR.
1994
Начало выпуска М 132А, АК и его сертификация. Получение канадского сертификата.
1995
Получение российского сертификата на М 332А, АК. Сертификация и производство винта V-532.
1997
Начало производства и сертификация новых винтов V-541 и V-546.
1998
Сертификация вариантов М 332В, 337В.
1999
Получение немецкого LBA сертификата на М 332А, АК и М 337А, АК.
2000
Создание варианта М 332С, 337С.

Технические параметры двигателя М 337В
Параметр
Режим работы двигателя
Взлетный
(макс. 5 мин)
Макс.
постоянный
Макс.
крейсерский
Реверсный
Холостой
ход
Мощность,
- квт.
173 ±3%
132 ±3%
103 ±3%
103 ±3%
-
- л.с.
235 ±3%
180 ±3%
140 ±3%
140 ±3%
-
Частота вращения, мин-1
3000 ±3%
2700 ±3%
2400 ±3%
макс. 2600
500...600
Заправочное давление, кПА
122 ±2%
98 ±2%
90,25 ±2%
88,3 ±2%
-
Нагнетатель
Включен
Отключен
Отключен
Включен
Отключен
Расход топлива, л/ч
-
53,6
40...42
-
-
Расход масла, л/ч
-
0,2...1,8
0,2...1,16
-
-

Примечания :
1. Указанные мощности достигнуты на наземном испытательном стенде при стандартной атмосфере МСА и динамическом давлении всасываемого воздуха 2 кПа. Двигатели не оборудовались глушителем выхлопа.
2. Расход топлива при максимальном крейсерском режиме измерялся при условиях :
- компрессор отключен
- температура всасываемого воздуха 15'С
- заправочное давление 0,92 ата (90,25 кПа)
- частота вращения вала 2400 мин-1


Современные разработки самолетов с двигателями LOM
Год
Тип самолета
Двигатель
Заказчик
Страна
1990
Z-142 C
М 337АК
Maravan Otrakovice и лицензия для Алжира
ЧСФР
1993
Z-142 CAF
М 337АК.1
ВВС ЧР
ЧСФР
1994
VM-23
М 332А
"Интеко"
ЧР
СЛ-39-ВМ-1
М 337А
"Интеравиа", ЭМЗ им. В.М. Мясищева
Россия
1995
Bu 131
М 332А
Krybus Aviation, Santa Paula
США
RV-3
М 332А
Krybus Aviation, Santa Paula
США
MD-2
М 332А
Frontier Aircraft
США
1996
Glastar
М 332А
Standart Hamilton, Moravia Inc.
США
1998
C-172
М 332В
Cessna Easter, Moravia Inc.
(М 332В)
США, Канада
1999
KS-80
М 132А
Tiger Moth
США
Criquer
М 132А
Carlson
США
CB-1
М 137
Harz
США
Starch
М 332А
Canadian Storch
США
Stol
М 132А
John Doe Aircraft
США
Zenair 801
М 337В
Zenith Aircraft, Moravia Inc.
США
Bushmaster
М 332В
Rick Schneider
США
2000
Су-38Л
М 337А, В
АООТ "ОКБ Сухого"
Россия
А-31
М 332АК, В
"Интехавиа"
Россия
Ми-60 МАИ
2 х М 332А
МАИ, МВЗ, "Росвертол"
Россия
Дельфин - 3
М 332А
ОКБ "Дельфин"
Россия
Z-143 MAF
М 337С
Moravian Otrokovice, ВВС ЧР
ЧР

предыдущий материал
оглавление
следующий материал