предыдущий материал

ЮБИЛЕЙ
МГТУ им. Н. Э. Баумана :
Владимир Зарубин
заведующий кафедрой ФН-2
Николай Иващенко
заведующий кафедрой Э-2
Михаил Осипов
Заведующий кафедрой Э-3

Вклад МГТУ в развитие двигателестроения


Предпосылкой для активного участия ученых, преподавателей и выпускников в прошлом училища, а ныне университета в создании отечественных двигателей различных классов явилось существование в ВУЗе всемирно признанных школ тепловых и гидравлических машин, прочности, материаловедения, технологии и ряда других, формирование которых проходило на всем протяжении 170-летней истории МВТУ-МГТУ.

Основание научной школы "Двигатели внутреннего сгорания" в МВТУ связано с именем выдающегося теплотехника профессора В.И. Гриневецкого. По его инициативе в 1906-1907 учебном году в Механической лаборатории Императорского Московского технического училища (ИМТУ, ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) были начаты систематические экспериментальные и теоретические исследования двигателей внутреннего сгорания (ДВС). К проведению исследовательских и учебных работ В.И. Гриневецкий привлек молодых ученых - воспитанников ИМТУ Е.К. Мазинга и Н.Р. Брилинга, положив тем самым начало созданию Московской школы двигателистов.

Е.К. Мазинг руководил испытаниями промышленных установок и возглавил исследования газовых двигателей и генераторов. Н.Р. Брилинг в организованной им автомобильной лаборатории начал первые отечественные исследования автомобильных карбюраторных двигателей, а в дальнейшем развернул работы и в области авиационных двигателей. Учениками Н.Р. Брилинга являлись ставшие впоследствии академиками и главными конструкторами авиационных двигателей В.Я. Климов, А.А. Микулин, Б.С. Стечкин, Е.А. Чудаков, А.Д. Швецов, В.А. Добрынин.

В 1934-1935 гг. в МВТУ по заданию Горьковского автозавода был разработан проект одного из первых отечественных автомобильных дизелей. Важным достижением МВТУ стала разработка в 1943-1944 гг. по заданию Главного бронетанкового управления Красной Армии рабочего проекта танкового двухтактного дизеля с клапанно-щелевой продувкой мощностью 1250 л.с.

За 90 лет существования научной школы по двигателям внутреннего сгорания в МГТУ подготовлено более 25 докторов технических наук, свыше 200 кандидатов технических наук и более 2000 высококвалифицированных инженеров, изданы уникальные многотомные учебники по двигателям внутреннего сгорания, выдержавшие несколько изданий, написаны 26 монографий и сборников научных трудов. Среди воспитанников школы восемь лауреатов Государственных премий, десять Заслуженных деятелей науки и техники РСФСР, шесть академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук.

Большая заслуга в создании научной школы газотурбостроения принадлежит выпускнику МВТУ Владимиру Васильевичу Уварову (1899-1977 гг.), ученику Н.Е. Жуковского. Этот выдающийся ученый, инженер и конструктор, инициатор развития нового направления в энергетике - газотурбинных двигателей и установок, сформировал специальность "газотурбостроение" еще до возникновения соответствующих объектов в промышленности.

Во Всесоюзном теплотехническом институте (ВТИ) под руководством Уварова была создана лаборатория "Газовых турбин", где началась разработка высотного турбовинтового двигателя. В 1936 г. впервые в мире проводились испытания высокотемпературной газотурбинной установки ГТУ-1 с отбором мощности. Выполненная по двухвальной схеме установка отличалась обилием оригинальных решений. Испытания ГТУ-1 проводились учениками и помощниками Уварова: М.И. Востриковым, Б.А. Уваровым, В.Х. Абианцем, П.К. Казанджаном, впоследствии ставшими известными конструкторами и учеными. В 1940 г. вся группа была переведена в ЦИАМ, где под руководством Уварова развернули отдел, получивший задание на проектирование опытного высокотемпературного ТВД мощностью 1000 л.с. Ведущими конструкторами основных элементов двигателя являлись выпускники МВТУ О.И. Голубева, С.М. Шляхтенко, В.Е. Михальцев. В 1946 г. опытный завод ЦИАМа закончил изготовление ТВД. Одновременно с его испытаниями коллективу Уварова была поставлена задача по созданию ТВД мощностью 3000 л.с. Испытаниями этого двигателя руководил выпускник МВТУ А.Г. Романов (статью Романова о первых двигателях В.В. Уварова см. в № 5 - 1999 журнала "Двигатель"). Результаты испытаний позволили Уварову поставить задачи по углублению фундаментальных исследований в публикации "Профилирование длинных лопаток паровых и газовых турбин", нашедшей впоследствии широкое признание среди двигателестроителей.

Учитывая важность создания реактивных и турбореактивных двигателей, в 1948 г. в МВТУ под руководством Уварова была создана кафедра реактивных двигателей (РД), а в 1949 г. - кафедра "Газотурбостроение". В 50-х годах преподавателями и научными сотрудниками кафедры под руководством Уварова были проведены параметрические, расчетные и конструкторские работы по созданию локомотивного ГТД. Совместно с Коломенским заводом под руководством главного конструктора Л.С. Лебедянского были изготовлены несколько газотурбовозов, которые более 10 лет успешно эксплуатировались на железных дорогах страны. В конце 60-х годов под руководством Уварова разрабатывалась оригинальная схема высокоэкономичного двухконтурного турбовентиляторного двигателя с большой степенью двухконтурности. В начале 70-х годов по заказу промышленности под руководством Уварова создавалась первая в мире ГТУ, работающая по замкнутому циклу, для космической станции, изготавливались экспериментальный и опытный образцы. На кафедре активно исследовались процессы микрофакельного сжигания, оригинальные системы охлаждения, новые схемы ГТД и ГТУ с ядерными реакторами.

В 1980 г. кафедру возглавил выдающийся ученый, академик РАН А.И. Леонтьев, под руководством которого выполнялись важнейшие фундаментальные и прикладные исследования процессов тепломассообмена в двигателях различного назначения, систем охлаждения поршневых, ракетных и газотурбинных двигателей. На основе полученных результатов было разработано большое количество научных трудов и учебников, создавших основу для выполнения расчетов, проектирования, моделирования процессов и создания газотурбинных и комбинированных установок различного назначения. За годы работы кафедра подготовила более 2000 инженеров, 150 кандидатов и докторов наук. Выпускники кафедры успешно трудятся в авиационном, транспортном и энергетическом газотурбостроении, атомной индустрии, ракетно-космической промышленности, на предприятиях "Газпрома" и в других отраслях.

Научно-педагогические школы МВТУ внесли существенный вклад в становление одной из наиболее стремительно развивавшихся в уходящем веке отраслей техники - ракетного двигателестроения. Уже первые работы МВТУ в области ракетных двигателей опирались на фундаментальные исследования с широким использованием достижений естественнонаучных дисциплин математики, механики, физики и химии. Возможность применения таких двигателей на летательных аппаратах была рассмотрена еще Н.Е. Жуковским в его выступлении в 1881 г. на заседании Политехнического общества при ИМТУ.

В 1948 г. в МВТУ был создан факультет ракетной техники, который приступил к подготовке инженеров для отечественной ракетной промышленности и в том числе специалистов в области ракетного двигателестроения. В 1962 г. на кафедре ДВС была организована подготовка по новой специальности "Электрореактивные двигатели", а затем, в 1963 г., создана новая кафедра по этой тематике.

Для ускорения обеспечения кадрами быстро развивающейся отрасли на базе факультета ракетной техники были организованы Высшие инженерные курсы для подготовки инженеров. На этих курсах преподавали такие выдающиеся конструкторы и ученые, как С.П. Королев, В.П. Глушко и другие. В дальнейшем преподавателями МВТУ Л.И. Балабухой, А.М. Виницким, М.В. Добровольским, В.М. Кудрявцевым, Г.Ю. Мазингом, Б.В. Орловым, Г.Б. Синяревым, В.И. Феодосьевым и рядом других были написаны первые в стране учебники по ракетной технике и ракетным двигателям.

Научно-педагогические школы МВТУ внесли весомый вклад в становление и внедрение технологии математического моделирования и вычислительного эксперимента в ракетно-космическую технику. Так, на кафедре В.И. Феодосьева в 60-е годы сформировались направления по моделированию динамики, прочности, устойчивости, термопрочности конструкций ракетно-космической техники и ракетных двигателей. В.И Феодосьевым была разработана первая в стране систематическая методика расчета на прочность ракетных двигателей на жидком и твердом топливах. К.С. Колесниковым (ныне академиком РАН) проводились исследования устойчивости полета ракеты с учетом динамических характеристик камеры сгорания и системы подачи топлива ЖРД. Научные труды профессора Н.А. Алфутова послужили основой для большого цикла работ по математическому моделированию и экспериментальному исследованию механики композиционных материалов, а также по расчету на прочность выполненных из таких материалов корпусов ракетных двигателей на твердом топливе.

Приведенные примеры касаются лишь сравнительно небольшой части коллектива МВТУ, принимавшего непосредственное участие в разработке, создании и совершенствовании отечественных двигателей для различных объектов техники, но они характерны для многих кафедр и научных подразделений нашего ВУЗа. Подводя некоторые итоги работы в этом направлении в связи со 170-летием университета, коллектив МГТУ им. Н.Э. Баумана надеется, что его опыт и квалификация смогут пригодиться отечественному двигателестроению, а наши выпускники и в грядущем тысячелетии продолжат дело своих учителей.

Доктор технических наук профессор В.В. Уваров (второй слева),
главный конструктор Л.С. Лебединский (пятый слева),
с руководителями завода и города Коломна
у газотурбинной установки первого советствого газотурбовоза (1957)
Выпускники факультета "фундаментальной науки" МГТУ им. Н.Э. Баумана,
закончившие обучение в 2000 г. с отличием,
среди преподавателей и руководителей факультета.

 


предыдущий материал
оглавление
следующий материал