Анатолий Маркуша
|
Тогда я был еще очень молод и, как ни обидно признаваться, но ничего не поделаешь - щенячьи глуп: поверите ли, мне ужасно хотелось вляпаться в какую-нибудь неожиданную аварийную ситуацию и, конечно, благополучно из нее выпутаться, показав себе и людям, чего я, черт возьми, стою. Другие мои сверстники и на вынужденные вне аэродрома уже падали, и пожар в воздухе гасили, а один однокашник, не застегнув привязных ремней, и вовсе завис на "петле" и выпал из кабины. Он приземлился с парашютом и прогремел на всю воздушную армию. Везло же людям! Верно, их не всегда поощряли, случалось и наказывали, как того "парашютиста", но не в этом было главное. Отличившихся ставили в пример - положительный или отрицательный, меня это не больно волновало. Так хотелось отличиться - не передать.
И день пришел.
Чуть свет я заступил на боевое дежурство. Готовность номер один. А это означало: сижу в кабине, взнузданный в парашютные лямки, на голове - шлемофон, подключенный к рации, весь я в ожидании, готовый к запуску двигателя и немедленному взлету. На все про все отводилось две минуты. Остановка за малым - за зеленой ракетой с командного пункта.
Наконец-то, когда моя смена подходила уже к концу, случилось - в бледном небе лопнула зеленая ракета, и не прошло трех минут, как я пошел на взлет. Мой "ишачок" бежал резво, я строго выдерживал направление взлета и не сразу ощутил - а скорость-то набирается не совсем так, как обычно - медленнее. Прервать взлет? Но тогда никакого шанса на перехват противника у меня не останется. "Аэродром большой, - подумал я, - погляжу, как дальше пойдет..." А секунды бегут и тают, и когда до меня дошло - с такой тягой я могу и не взлететь, прерывать взлет было уже поздно - впереди маячили столбы и провода электропередачи.
Ну вот и свалилась на мою глупую голову аварийная ситуация. Дождался! Выкручивайся... покажи чего ты стоишь... какой ты наследничек Чкалова...
Слегка передираю хвост - так, пожалуй, наберу еще немного скоростенки, чтобы оторваться от земли до дороги, проходившей по самому краю летного поля, и тогда попытаюсь перескочить через провода. Вроде все правильно - скорость на самом деле прибавилась. И дорога уже - вот! Столбы приближаются, как бы не опоздать... решение!..
За дорогой, я это твердо знал, выровненное поле, оно числится резервной посадочной площадкой, если благополучно перескочу через провода - есть шанс приземлиться с выпущенным шасси и не "разложить" машину.
Уговариваю себя: не спеши... рано... еще чуть-чуть... Ну! Ручку я дернул как раз вовремя и перескочил через препятствие, не зацепившись, но то, что увидел по ту сторону дороги, не поддавалось никакому описанию. Очевидно, соседи-наземники постарались и провели на нашей земле самовольные противотанковые учения - вся резервная посадочная площадка была перерыта, кое-где валялись бочки и еще какая-то дрянь. Ни о каком приземлении невозможно было даже помыслить.
Пытаюсь теперь, спустя многие годы, вспомнить, о чем же я думал в то критическое мгновение, и только одно приходит в голову - повезло, а кому везет, вы знаете? Так вот...
Мне лично повезло, и при том совершенно загадочно. Неожиданно мотор будто откашлялся и изменил голос. Не скажу - прибавил обороты: взглянуть на приборы в той обстановке я не отваживался, мотор прибавил усердия, скажу так, - потянул меня в набор высоты, и мне удалось наскрести метров двести. С чего, почему, за что такой подарок судьбы? Так или иначе, но у меня появилась возможность прервать задание, осторожно зайти на посадку и приземлиться. Все бы ничего вроде, мечтал вляпаться- теперь расхлебывай, правда, сперва надо было еще сесть. Но тут выяснилось - тяну сектор газа на себя, а мотор - ноль внимания, обороты не уменьшаются. В тот день я первый раз в жизни выполнил вынужденную посадку на собственном летном поле с выключенным мотором. Для одного полета этого было, пожалуй, больше чем достаточно.
И последовало, как всегда: кто виноват? Тем более, не следует забывать: был сорван вылет с боевого дежурства!
Меня ругали не очень сильно, как-никак, а машину я не разбил, хотя такая возможность была. Механику досталось, как говорится, по первое число. Все неприятности произошли из-за чепухи - он неправильно поставил контровочную шпильку на регуляторе постоянного давления, сначала сектор газа не мог открыться полностью, а потом, "пересилив" преграду, не стал отходить назад.
Единственно, кого не за что было наказывать, как вы, вероятно уже и сами догадались, был немолодой уже, после второй переборки, с продленным ресурсом мотор М-25! Теперь это история, а ведь в ту пору была взаимная любовь.