Предыдущий материалК содержанию номераСледующий материалИНФОРМАЦИЯ

 


 

Двигателестроительная "археология"

С.Сиротин с сотрудницами института (50-е годы)В третьем номере нашего журнала мы давали информацию о предстоящих "археологических" изысканиях на территории ЦИАМ, объектом которых является коллекция поршневых двигателей 20...50-х годов. В свое время они были экспонатами развернутой в этом институте выставки новинок мирового двигателестроения.

Ознакомившись с первой публикацией, свое мнение по этому вопросу высказал Сергей Сиротин, советник администрации института, до недавнего времени заместитель начальника ЦИАМ. Сергей Александрович начал свою работу в институте в 1946 г. и в начале 50-х гг. (времени описываемых им событий) руководил испытательным стендом У-330. Вот что он нам рассказал.

"Действительно, в институте существовала выставка препарированных поршневых двигателей, агрегатов, отдельных узлов. Это были и "популярные" в свое время конструкции типа моторов "Мерлин" или "Испано-Сюиза", и довольно редкие, хотя и интересные, такие, как "Центавр" воздушного охлаждения. Всего экспонатов было более шестидесяти и занимали они целое крыло второго этажа современного административного корпуса ЦИАМ. Все было препарировано и снабжено различного рода пояснительными подписями. Я, пришел в институт после войны и неоднократно бывал на этой выставке. Руководил экспозицией Виктор Адольфович Комаровский. Он же проводил и обзорные лекции. Иногда к лекциям по отдельным агрегатам и конструкциям для специалистов отрасли привлекались научные сотрудники института.

В середине 50-х по минавиапрому был приказ министра (Дементьева) прекратить все работы, связанные с поршневыми авиамоторами. Промышленность этот приказ исполнила, а ученые бросать обычные темы не торопились: очень много было наработок, да и просто привыкли к своим поршневым двигателям. Начальником ЦИАМ был назначен Н.П. Кононенко. Он весьма просто решил проблему перевода ученых на новую тематику: во дворе административного здания во время войны был бункер бомбоубежища, разрушенный после Победы. Оставшуюся после него яму и решили заполнить "мусором", металлоломом, щебнем, и : экспонатами выставки поршневых двигателей.

Комаровский, руководивший выставкой, бывший военный, был весьма исполнителен и аккуратен до педантичности. Получив приказ о ликвидации выставки и складировании матчасти во дворе, он исполнил его буквально: распорядился промазать все элементы пушечным салом, обмотать крафт-бумагой и поместить в ящики, которые вытащили во двор, где и... закопали. Инициатором консервации и "сохранения" выставки в качестве клада выступил известный ученый К.В. Холщевников. Не имея возможности каким-либо иным способом сохранить технические шедевры, он, видимо, полагал, что потомки (мы с вами) окажутся мудрее современников, а посему и не считал излишней работой всю эту возню со смазкой. Позже сверху "закопок" посадили на одном из субботников яблони. И забыли это дело. А в бывших помещениях музея и доныне располагается организованная в 1948 г. под руководством Т.Н. Мелькумова на базе нескольких отделов института лаборатория по изучению процессов горения топлива в камерах сгорания ВРД.

Примерно через год начальника института сменили, назначив талантливого и очень энергичного ученого Г.Н. Свищева, руководившего всеми работами по переходу к реактивной тематике. Всем стало уже не до поршневых раритетов. Так что, вы совершенно правы, надеясь найти что-то под землей во дворе административного корпуса ЦИАМ, однако ошибаетесь, считая, что лежит оно там с войны. Впрочем, это сути дела не меняет".

Сотрудники журнала "Двигатель" на полщадке "захоронения" двигателей (1999 г.)Дмитрий Боев, начальник сектора ОНТИ ЦИАМ


Двигатели БМЗ в Греции - есть!

Известная греческая судоходная компания Laskaridis Shpping весьма успешно применяет на своих судах главные двигатели производства ОАО "БМЗ-Дизель" (Брянск), являющегося крупнейшим в Европе изготовителем малооборотных двухтактных дизелей. Двигатели выпускаются по лицензии фирмы MAN B&W Diesel A/S. По заказу этой же компании на никалаевском судостроительном заводе им. 61 Коммунара уже в течение 10 лет строятся рефрижераторные суда с двигателями типов 6L42MC и 6L60MC брянского производства.

С целью укрепления и развития делового сотрудничества с брянскими дизелестроителями представители компании Laskaridis Shipping недавно посетили БМЗ, где им был продемонстрирован двигатель новой "компактной" модификации 6S50MC-C мощностью 11 650 л.с. при 127 об/мин. Имея весьма низкий удельный расход топлива (124 г/л.с.·ч на эксплуатационной нагрузке), этот современный двигатель на 10 % короче, на 10 % легче и в то же время на 10 % мощнее своего предшественника 6S50MC. Подробнее об этом двигателе можно узнать из публикации "Новое поколение судовых дизелей Брянского машиностроительного завода" (журнал "Двигатель" № 4 - 1999 г., с. 10-11).