д-р Томас Гэртиг,
глава Технологического бюро концерна "Даймлер-Крайслер" в России и СНГ |
|
24 августа 1885 года. Готтлиб Даймлер патентует "транспортное средство с
двигателем". Патент Германской империи № 36423. 29 января 1886 года. Карл Бенц
патентует "транспортное средство с мотором, работающим на газе". Патент № 37435.
Это были предвестники приближающейся технической революции, положившей начало
процессу моторизации планеты Земля - на суше, воде и в воздухе.
Сегодня автомобиль создается большими коллективами инженеров, конструкторов, технологов, а в прошлом веке многие функции брал на себя сам изобретатель. Так и Карлу Бенцу (25.11.1844 - 04.04.1929) для своего первого в мире "механического экипажа" пришлось самому конструировать двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Работал этот мотор по четырёхтактному циклу, предложенному Николаусом Отто в 1876 г. Тогда же, в 1879 г., Бенц создал свой первый двухтактный двигатель, а в 1883 г. основал предприятие по его производству.
3 июля 1886 г. Карл Бенц представил удивлённой общественности города Мангейма первый в мире автомобиль. Он был трехколесным (в то время ещё не придумали управления колесами переднего моста), и его максимальная скорость составляла 16 км/ч. Четырехтактный двигатель автомобиля имел один цилиндр диаметром 91,4 мм с ходом поршня 150 мм, рабочий объём составлял 984 см3, мощность - 0,9 л.с. при 400 об/мин, зажигание - электрическое.
Но автомобиль вызвал тогда только насмешки, и перспективы его продаж были весьма туманными. У изобретателя опустились руки: его детище опередило время. И тогда на поистине неординарный шаг в условиях кайзеровской Германии решилась Берта - его жена. В 1888 г., не посвятив мужа в свою идею, эта сорокалетняя женщина вместе с сыновьями отправилась в рискованное путешествие по стране. Задачей обоих сыновей было обеспечивать автомобиль водой из прудов и колодцев, а также из попадающихся на пути постоялых дворов (предшественников современных мотелей). Когда автомобиль проехал 30 км, он встал: закончилось топливо. Бензин был куплен в аптеке городка Вислох (теперь Вы знаете, где была первая в мире автозаправочная станция). Для мелкого ремонта в пути привлекались кузницы и шорные мастерские (пояснять, во что это превратилось сегодня, видимо, не надо). Приходилось и самой госпоже Бенц заниматься чем-то подобным: лично прочищать засоряющийся бензопровод шляпной булавкой. Сыновьям также находилась работа: если автомобиль останавливался, они толкали его, чтобы завелся мотор - стартер еще не изобрели. Тем не менее, за 14 ч с начала движения "тройка отважных" проехала около ста километров.
Сегодня, спустя столетие, непросто представить себе, как женщина, вся в чёрном, с двумя мальчиками "мчится ... оглушительно гремя : в повозке без лошади!" (так было записано в полицейском отчёте), со скоростью 16 км/ч по городам и сёлам.
Поездка Берты Бенц способствовала перелому во взглядах общества на автомобиль. Своим поступком она не дала мужу упасть духом, а предпринимательским, научным и политическим кругам и, что немаловажно, командованию армии помогла оценить это изобретение. Начало массовой моторизации стало теперь только делом времени. В знак признательности за этот поступок имя Берты носит теперь комплекс зданий концерна.
Как известно, идеи витают в воздухе. Одновременно с Бенцем над созданием ДВС работали другие конструкторы. В 1883 г. Готлиб Даймлер (17.03.1834 - 06.03.1900) получил патент № 28022 на четырёхтактный двигатель внутреннего сгорания. Работа над этим мотором велась с Вильгельмом Майбахом (09.02.1846 - 29.12.1929), замечательным конструктором, приглашенным Даймлером в конструкторское бюро для совместной работы. Так как ничем другим, кроме конструирования, Майбах заниматься не желал, то в 1872 г. он становится начальником этого КБ, а Даймлер взял на себя еще и организаторские функции.
Поэтому, прежде чем приступить к созданию принципиально нового транспортного средства, Готлиб Даймлер занимается изучением рынка, в том числе и российского. В начале октября 1881 г. он приехал в Россию (для этой цели ему выдали паспорт Германского Рейха № 84, действительный до 07.10.1882). Основная задача - исследовать возможности как сбыта двигателей, работающих на газообразном топливе, так и торговли нефтепродуктами, в первую очередь, новым видом топлива - бензином. Занимаясь этим довольно узким направлением, Даймлер старался охватить всю экономику страны в целом. Переезжая с места на место в основном на поездах, иногда в санях, а то и просто путешествуя пешком, он кропотливо изучал потенциал российского рынка по ситуации не только в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Риге, Туле, Харькове и Одессе, но и в небольших населенных пунктах. Он понял, что Запад совсем мало знает об индустриальном потенциале России и о существовавших тогда социальных контрастах (по его мнению, например, положение рабочего класса в России было намного хуже, чем на Западе). В этот период в дневнике Даймлера появилась запись: ":здесь всё говорит о живом техническом прогрессе".
Первый двигатель Даймлера установили в 1885 г. на "гоночном экипаже" - первом мотоцикле. На следующий год был создан "мобиль", прибывший в 1886 г. в Унтертюркхайм одновременно с первым "экипажем с мотором" Бенца. Двигатель Даймлера имел один цилиндр диаметром 70 мм, ход поршня составлял 120 мм, рабочий объём 462 см3, мощность 0,8 кВт (1,1 л.с.) при 700 об/мин. "Мобиль" развивал ту же "потрясающую" максимальную скорость - 16 км/ч.
В том же 1886 г. появилась первая в мире моторная лодка (патент № 39367), которая была подарена рейхсканцлеру Бисмарку. Вскоре двигатели внутреннего сгорания стали находить все более широкое применение в промышленности и других областях техники. 29 июля 1888 г. Даймлером были запатентованы первый пожарный насос с мотором и первый мотор для дирижабля, старт которого состоялся 10 августа 1888 г.
Очередной шаг в двигателестроении был совершен на международной выставке, проходившей в Париже в 1889 г., куда Даймлер привез первый в мире V-образный мотор (конструктор Майбах, патент № 50839 от 09.06.1889 г.). Тогда он был всего лишь двухцилиндровым; диаметр каждого цилиндра составлял 60 мм, ход поршня 100 мм, мощность 1,1 кВт (1,5 л.с.) при 920 об/мин, угол развала цилиндров составлял 17°. На выставке также был автомобиль с этим двигателем, его максимальная скорость была 22 км/ч.
Когда Бенц создал и в 1893 г. успешно опробовал первое рулевое управление с поворотными кулачками, то в эйфории он закричал: "Victoria, Victoria!". Это действительно была очередная победа. Что и было закреплено в патенте № 73515.
На новой модели (как раз носящей имя "Бенц-Виктория") с 16 по 22 июля 1893 г. была совершена первая международная поездка (939 км) из Рейхенбаха (недалеко от Праги) через Мангейм на Реймсе. В обратном направлении поездка состоялась 22-31 августа. Кстати, тогда расход бензина на 100 км составил 20 л, а воды для охлаждения - 120 л. Мощность двигателя составила 3,7 кВт (5 л.с.), а скорость автомобиля достигла уже 35 км/ч.
Серийное производство автомобилей было организовано Карлом Бенцем в 1894 г., значительно раньше, чем это сделал Генри Форд. Первенцем стал "Бенц-Вело": объём его двигателя 1045 см3, мощность 1,1 кВт (1,5 л.с.), скорость 21 км/ч. И хотя цена первой серийной машины (со съёмным верхом) составляла 2200 марок золотом, но все же она была на 50:70 % дешевле, чем другие модели.
Сохранилась "Книга контроля продаж моторных экипажей" Карла Бенца, в которой
есть насколько интересных записей:
- № 91 (номер поставки), "Велосипед" (1,5 л/с), отослан в Москву, дата отсылки
- 1884 г.
- № 178, "Фаэтон" на резиновых шинах (4 л/с), отослан в Санкт-Петербург.
- № 275 "Бенц-Вело", отправлен в Одессу 18.09.1895 г.
Хочется отметить, что два российских промышленника из Санкт-Петербурга - г-н Яковлев (основатель фабрики по производству двигателей внутреннего сгорания, работающих на жидком и газообразном топливе) и г-н Фрезе (фабрика по производству экипажей) - ознакомились с изобретением К. Бенца (автомобилем "Бенц-Вело") на международной выставке в Чикаго в 1893 г. Взяв его за прототип, они 22 апреля 1895 г. выпускают первый российский лицензионный автомобиль. Его цена была 1500 серебряных рублей. Двигатель мощностью 2 л.с. при 500 об/мин обеспечивал автомобилю скорость 21 км/ч.
Кстати, в архивах концерна "Даймлер-Крайслер" обнаружены документы, подтверждающие, что филиал фирмы "Бенц" в Москве был основан в 1896 г., т.е. намного раньше открытия аналогичных отделений в Италии, Швеции, Южной Америке, Южной Африке или Австралии.
18 марта 1895 г. Бенц выпускает первый в мире автобус (мощность двигателя 5 л.с., 8 пассажиров). Приняв вызов, в 1896 г. Даймлер выпускает на рынок первый грузовик (5,5 л.с., 800 кг полезной нагрузки). Бенц отвечает 26 июня 1896 г. выпуском первого такси. А что же Даймлер? В 1898 г. он создает первый в мире пятитонный грузовик.
Но самое любопытное в этой истории то, что оба эти гения - Бенц и Даймлер - живя в одной стране и творя в одной области техники, встретились только раз, во время образования автомобильного клуба Германии в Берлине. Тем не менее, их изобретения и здоровая конкуренция внесли революционный вклад в жизнь человечества не только на земле и на воде, но и дали ему возможность подняться в воздух. Они были не только изобретателями, патентовладельцами и конструкторами. С самого начала им было ясно, и это самое главное: запатентованное изделие должно найти свое применение и без серийного производства и сбыта прибыли не будет.
(Окончание в следующем номере)