| АОЗТ "ИнтеллектАвто - НИЦ ЦИАМ":  |  | 
  АОЗТ "ИнтеллектАвто - НИЦ ЦИАМ" специализируется на наукоемких 
  разработках и прогрессивных технологиях, направленных на улучшение параметров 
  двигателей внутреннего сгорания. Совместно с Институтом металловедения и физики 
  металлов ЦНИИчермет им.И.П. Бардина, КамАЗом, Заволжским моторным заводом проводятся 
  работы по внедрению новейших технологий в автомобилестроение. Уже начато производство 
  поршней методом "жидкой" штамповки. Подготовлен пилотный образец безинерционного 
  термостата с термоэлементом из металла с памятью формы и освоено производство 
  корпусных термодатчиков в системе электронного управления, а также дефлекторов, 
  пружин, поддонов из стали высокого демпфирования. 
  
  Как показали исследования, обеспечение высокой экономичности, снижение токсичности 
  отработавших газов и шума, а также повышение динамики автомобиля и сокращение 
  времени прогрева двигателя в значительной мере зависят от правильного выбора 
  конструкции поршня, величины диаметральных зазоров и мест расположения поршневых 
  колец.
  Создание совершенного двигателя возможно только при доскональном изучении физики 
  протекающих в нем процессов, моделировании локальных температурных полей, деформаций 
  и напряжений в наиболее ответственных деталях и узлах. При конструировании поршней 
  помимо того также необходимы обширные экспериментальные исследовании толщины 
  масляного слоя в цилиндро-поршневой группе ДВС. Только такой научный подход 
  позволяет совершенствовать технологические процессы, внедрять новые методы и 
  разработки, обеспечивать постоянно растущие требования по качеству.
  Так, например, давно известен метод "жидкой" штамповки поршней, позволяющий 
  не только заметно увеличить их усталостную прочность, но и повысить коррозионно- 
  и износостойкость, снизить уровень термических напряжений, а также уменьшить 
  массу. Данная технология используется японской автомобилестроительной фирмой 
  UBE и международной группой T&N. Уже в 1990 г. на на специальных линиях завода 
  T&N "жидкой" штамповкой было изготовлено более 1 млн поршней для автомобилестроителей 
  Америки и Европы.
  АОЗТ "ИнтеллектАвто", сотрудничая с ведущими организациями, также выбрало ориентацию 
  на применение жидкоштампованных поршней. Причем отечественная технология "жидкой" 
  штамповки имеет ряд преимуществ по сравнению с зарубежной, а ее внедрение позволяет 
  использовать универсальное гидропрессовое оборудование российского производства 
  и обеспечивает:
| 
 | 
 Причем последующая механическая обработка поршней не требует дорогостоящих 
  металлообрабатывающих линий и основана на оригинальной технологии, использующей 
  универсальное отечественное оборудование.
  Для обработки сложной овально-бочкообразной формы наружной поверхности поршней 
  используется специализированное оборудование, монтируемое на универсальных токарных 
  станках с ЧПУ. Рабочее место оснащается ПЭВМ, обеспечивающей быстрое перепрограммирование 
  на другую форму поверхности. Такая схема гарантирует высокую стабильность получения 
  заданных размеров деталей, позволяет уменьшить диаметральные зазоры в сопряжении, 
  снизить массу и существенно сократить затраты.
  Применение высоких технологий и эффективных методов обработки при изготовлении 
  поршней в конечном итоге привело к снижению вредных выбросов и улучшению характеристик 
  двигателей.
  По заключению дмитровского Центрального автополигона (протокол № 19-98) применение 
  жидкоштампованных поршней на двигателе КамАЗ-740 привело к снижению: дымности 
  отработавших газов на 11 единиц шкалы Хартриджа, выбросов окиси углерода с отработавшими 
  газами на 8,4 %, углеводородов на 13,3 %, а частиц на 12 %. Для выполнения экологических 
  норм EURO-3 (вступающих в силу с 1 января 2000 г.), особенно по выбросу частиц, 
  в первую очередь необходимо конструктивно доработать детали цилиндро-поршневой 
  группы. Этому требованию могут удовлетворить жидкоштампованные поршни, имеющие 
  (при нормальной и повышенной температурах) характеристики на 20:30 % выше, чем 
  при литье в кокиль. Отливки, изготовленные литьем с кристаллизацией под давлением 
  имеют твердость на 4:8 %, а прочность в 1,3:1,6 раза выше, чем кокильные. С 
  увеличением давления прессования повышаются плотность, предел прочности и твердость.
|  | КамАЗ-7402 (180кВт при 2600 об/мин) | ВАЗ-1111 (26квт при 5600 об/мин) | 
| Снижение удельного расхода топлива, г/кВт-ч |  |  | 
| Снижение шума, дБ |  |  | 
 Высокие механические свойства заготовок, доработанные профили юбки поршня 
  позволили, в частности, снизить диаметральный зазор по жаровому поясу в цилиндро-поршневой 
  группе двигателя КамАЗ-740 с 0,65 мм до 0,4 мм, а верхнее поршневое кольцо поднять 
  к днищу на 12 мм. На двигателе ВАЗ-1111, соответственно, был уменьшен зазор 
  с 0,55 до 0,28 мм и кольцо поднято на 4 мм.
  Дальнейшее усовершенствование конструкции на базе технологии "жидкой" штамповки 
  предусматривает применение упрочненных керамическими волокнами головок поршней. 
  В технической документации новейших двигателей "КамАЗ" и "ЗМЗ", обеспечивающих 
  требования EURO-2 и -3, закладываются поршни с муллитокремнеземными головками 
  без нирезистовой вставки. Указанные головки увеличивают прочность на 10:15 %, 
  твердость в горячем состоянии на 10:15 ед. и, что очень важно, повышают в несколько 
  раз износостойкость канавок поршневых колец. Механические свойства заготовок 
  поршней при различном методе изготовления (в том числе из сплава АК-18) представлены 
  в таблице.
|  |  |  |  | 
| В кокиль |  |  |  | 
|  |  |  | |
| Жидкая штамповка |  |  |  | 
|  |  |  | |
| Жидкая штамповка АК-18+20% муллитокремнеземистого состава |  |  |  | 
|  |  |  | 
 На КамАЗе проведена широкая экспериментальная проверка работоспособности указанных 
  поршней с муллитокремнеземными головками и принято решение о внедрении.
  На величину токсичных выбросов двигателя большое влияние оказывает его тепловое 
  состояние, которое поддерживается термостатом. От правильной работы устройства 
  зависит экономичность, время прогрева двигателя до принятия нагрузки, надежность 
  в экстремальных и переменных режимах работы. Применяемые в настоящее время термостаты 
  с твердым наполнителем (ТУ 37.003.1275-90) имеют ряд существенных недостатков, 
  и в первую очередь недостаточную точность регулирования температуры, низкую 
  надежность и высокую инерционность.
|   |   | 
  АОЗТ "ИнтеллектАвто - НИЦ ЦИАМ" совместно с Институтом металловедения и физики 
  металлов разработало термостат, термодвижущий элемент которого изготовлен из 
  безгистерезисного сплава обратимой памяти формы на марганцевой основе. Быстродействие 
  термостата увеличено в 10 раз, что сводит на нет риск перегрева двигателя и 
  выхода его из строя в экстремальных режимах. За счет повышения точности регулирования 
  температуры сокращается время прогрева двигателя на 30:40 %, а отсутствие. в 
  конструкции резиновых деталей, увеличивает его долговечность в 2:3 раза. Конструкция 
  термостата обеспечивает высокую надежность и позволяет легко производить профилактический 
  осмотр и, при необходимости, ремонт.
  В настоящее время на промышленных модулях "ИнтеллектАвто - НИЦ ЦИАМ" выпускается 
  более 60 моделей поршней отечественных и зарубежных двигателей. Так как производство 
  в "ИнтеллектАвто - НИЦ ЦИАМ" сертифицировано, то это дало возможность принять 
  решение совместно с КамАЗом и ЗМЗ об организации учтенных точек по конструкторской 
  документации на поршни. Вместе с этими крупнейшими центрами проводится ряд работ 
  по отработке конструкции и технологии изготовления жидкоштампованных поршней 
  с упрочнением зоны камеры сгорания керамическими волокнами. Разработки в этом 
  направлении совместно патентуются, так что в дальнейшем стороны имеют на них 
  равные права. Контракты о поставках с 1января 2000 г. жидкоштампованных поршней 
  для двигателей "КамАЗ" и "ЗМЗ" находятся в стадии подписания.
  АОЗТ "ИнтеллектАвто - НИЦ ЦИАМ" приглашает всех заинтересованных в создании 
  на собственной базе литейного участка жидкой штамповки и цеха механической обработки 
  поршней обращаться по телефону: +7 (095) 552-3427.