АОЗТ "ИнтеллектАвто - НИЦ ЦИАМ": |
|
АОЗТ "ИнтеллектАвто - НИЦ ЦИАМ" специализируется на наукоемких
разработках и прогрессивных технологиях, направленных на улучшение параметров
двигателей внутреннего сгорания. Совместно с Институтом металловедения и физики
металлов ЦНИИчермет им.И.П. Бардина, КамАЗом, Заволжским моторным заводом проводятся
работы по внедрению новейших технологий в автомобилестроение. Уже начато производство
поршней методом "жидкой" штамповки. Подготовлен пилотный образец безинерционного
термостата с термоэлементом из металла с памятью формы и освоено производство
корпусных термодатчиков в системе электронного управления, а также дефлекторов,
пружин, поддонов из стали высокого демпфирования.
Как показали исследования, обеспечение высокой экономичности, снижение токсичности
отработавших газов и шума, а также повышение динамики автомобиля и сокращение
времени прогрева двигателя в значительной мере зависят от правильного выбора
конструкции поршня, величины диаметральных зазоров и мест расположения поршневых
колец.
Создание совершенного двигателя возможно только при доскональном изучении физики
протекающих в нем процессов, моделировании локальных температурных полей, деформаций
и напряжений в наиболее ответственных деталях и узлах. При конструировании поршней
помимо того также необходимы обширные экспериментальные исследовании толщины
масляного слоя в цилиндро-поршневой группе ДВС. Только такой научный подход
позволяет совершенствовать технологические процессы, внедрять новые методы и
разработки, обеспечивать постоянно растущие требования по качеству.
Так, например, давно известен метод "жидкой" штамповки поршней, позволяющий
не только заметно увеличить их усталостную прочность, но и повысить коррозионно-
и износостойкость, снизить уровень термических напряжений, а также уменьшить
массу. Данная технология используется японской автомобилестроительной фирмой
UBE и международной группой T&N. Уже в 1990 г. на на специальных линиях завода
T&N "жидкой" штамповкой было изготовлено более 1 млн поршней для автомобилестроителей
Америки и Европы.
АОЗТ "ИнтеллектАвто", сотрудничая с ведущими организациями, также выбрало ориентацию
на применение жидкоштампованных поршней. Причем отечественная технология "жидкой"
штамповки имеет ряд преимуществ по сравнению с зарубежной, а ее внедрение позволяет
использовать универсальное гидропрессовое оборудование российского производства
и обеспечивает:
|
Причем последующая механическая обработка поршней не требует дорогостоящих
металлообрабатывающих линий и основана на оригинальной технологии, использующей
универсальное отечественное оборудование.
Для обработки сложной овально-бочкообразной формы наружной поверхности поршней
используется специализированное оборудование, монтируемое на универсальных токарных
станках с ЧПУ. Рабочее место оснащается ПЭВМ, обеспечивающей быстрое перепрограммирование
на другую форму поверхности. Такая схема гарантирует высокую стабильность получения
заданных размеров деталей, позволяет уменьшить диаметральные зазоры в сопряжении,
снизить массу и существенно сократить затраты.
Применение высоких технологий и эффективных методов обработки при изготовлении
поршней в конечном итоге привело к снижению вредных выбросов и улучшению характеристик
двигателей.
По заключению дмитровского Центрального автополигона (протокол № 19-98) применение
жидкоштампованных поршней на двигателе КамАЗ-740 привело к снижению: дымности
отработавших газов на 11 единиц шкалы Хартриджа, выбросов окиси углерода с отработавшими
газами на 8,4 %, углеводородов на 13,3 %, а частиц на 12 %. Для выполнения экологических
норм EURO-3 (вступающих в силу с 1 января 2000 г.), особенно по выбросу частиц,
в первую очередь необходимо конструктивно доработать детали цилиндро-поршневой
группы. Этому требованию могут удовлетворить жидкоштампованные поршни, имеющие
(при нормальной и повышенной температурах) характеристики на 20:30 % выше, чем
при литье в кокиль. Отливки, изготовленные литьем с кристаллизацией под давлением
имеют твердость на 4:8 %, а прочность в 1,3:1,6 раза выше, чем кокильные. С
увеличением давления прессования повышаются плотность, предел прочности и твердость.
|
КамАЗ-7402 (180кВт при 2600 об/мин) |
ВАЗ-1111 (26квт при 5600 об/мин) |
Снижение удельного расхода топлива, г/кВт-ч |
|
|
Снижение шума, дБ |
|
|
Высокие механические свойства заготовок, доработанные профили юбки поршня
позволили, в частности, снизить диаметральный зазор по жаровому поясу в цилиндро-поршневой
группе двигателя КамАЗ-740 с 0,65 мм до 0,4 мм, а верхнее поршневое кольцо поднять
к днищу на 12 мм. На двигателе ВАЗ-1111, соответственно, был уменьшен зазор
с 0,55 до 0,28 мм и кольцо поднято на 4 мм.
Дальнейшее усовершенствование конструкции на базе технологии "жидкой" штамповки
предусматривает применение упрочненных керамическими волокнами головок поршней.
В технической документации новейших двигателей "КамАЗ" и "ЗМЗ", обеспечивающих
требования EURO-2 и -3, закладываются поршни с муллитокремнеземными головками
без нирезистовой вставки. Указанные головки увеличивают прочность на 10:15 %,
твердость в горячем состоянии на 10:15 ед. и, что очень важно, повышают в несколько
раз износостойкость канавок поршневых колец. Механические свойства заготовок
поршней при различном методе изготовления (в том числе из сплава АК-18) представлены
в таблице.
|
|
|
|
В кокиль |
|
|
|
|
|
|
|
Жидкая штамповка |
|
|
|
|
|
|
|
Жидкая штамповка АК-18+20% муллитокремнеземистого состава |
|
|
|
|
|
|
На КамАЗе проведена широкая экспериментальная проверка работоспособности указанных
поршней с муллитокремнеземными головками и принято решение о внедрении.
На величину токсичных выбросов двигателя большое влияние оказывает его тепловое
состояние, которое поддерживается термостатом. От правильной работы устройства
зависит экономичность, время прогрева двигателя до принятия нагрузки, надежность
в экстремальных и переменных режимах работы. Применяемые в настоящее время термостаты
с твердым наполнителем (ТУ 37.003.1275-90) имеют ряд существенных недостатков,
и в первую очередь недостаточную точность регулирования температуры, низкую
надежность и высокую инерционность.
|
|
АОЗТ "ИнтеллектАвто - НИЦ ЦИАМ" совместно с Институтом металловедения и физики
металлов разработало термостат, термодвижущий элемент которого изготовлен из
безгистерезисного сплава обратимой памяти формы на марганцевой основе. Быстродействие
термостата увеличено в 10 раз, что сводит на нет риск перегрева двигателя и
выхода его из строя в экстремальных режимах. За счет повышения точности регулирования
температуры сокращается время прогрева двигателя на 30:40 %, а отсутствие. в
конструкции резиновых деталей, увеличивает его долговечность в 2:3 раза. Конструкция
термостата обеспечивает высокую надежность и позволяет легко производить профилактический
осмотр и, при необходимости, ремонт.
В настоящее время на промышленных модулях "ИнтеллектАвто - НИЦ ЦИАМ" выпускается
более 60 моделей поршней отечественных и зарубежных двигателей. Так как производство
в "ИнтеллектАвто - НИЦ ЦИАМ" сертифицировано, то это дало возможность принять
решение совместно с КамАЗом и ЗМЗ об организации учтенных точек по конструкторской
документации на поршни. Вместе с этими крупнейшими центрами проводится ряд работ
по отработке конструкции и технологии изготовления жидкоштампованных поршней
с упрочнением зоны камеры сгорания керамическими волокнами. Разработки в этом
направлении совместно патентуются, так что в дальнейшем стороны имеют на них
равные права. Контракты о поставках с 1января 2000 г. жидкоштампованных поршней
для двигателей "КамАЗ" и "ЗМЗ" находятся в стадии подписания.
АОЗТ "ИнтеллектАвто - НИЦ ЦИАМ" приглашает всех заинтересованных в создании
на собственной базе литейного участка жидкой штамповки и цеха механической обработки
поршней обращаться по телефону: +7 (095) 552-3427.