Валерий Спиридонов,
ведущий научный сотрудник ЦИВТИ
Топливные элементы (ТЭ) относятся к химическим источникам
энергии, в которых энергия химических реакций непосредственно преобразуется
в электрический ток. Как известно, существуют три типа химических источников
тока:
– гальванические элементы (ГЭ) (одноразовое использование),
– аккумуляторные батареи (АБ) (многоразовое использование);
– топливные элементы (вырабатывающие ток по мере подачи
реагентов). Их еще называют электрохимическими генераторами.
Первые два типа источников тока известны достаточно хорошо
и широко используются, чего нельзя сказать о ТЭ, которые эксплуатируются
в основном пока на космических аппаратах, хотя область возможного их применения
значительно шире, чем у ГЭ и АБ. Она определяется условиями протекания
химической реакции, основными характеристиками и конструктивными особенностями
ТЭ.
В
отличие от аккумуляторных батарей (которые являются вторичными источниками
энергии) ТЭ не требуют перезарядки. Компоненты реакции в них заранее не
закладываются, как это имеет место в ГЭ, которые после израсходования компонентов
приходится выбрасывать. В ТЭ топливо и окислитель подаются по мере необходимости,
т.е. тогда, когда необходим электрический ток.
Типовой ТЭ имеет два электрода – анод и катод, разделенные
электролитом. На катоде осуществляется процесс получения ионов кислорода,
которые через электролит переходят на анод, где вступают в реакцию с водородом,
содержащимся в поступающем топливе, а освобождающиеся электроны поступают
в цепь нагрузки.
В 1989-1993 гг. американским специалистам удалось решить
целый ряд принципиальных проблем и осуществить технологический прорыв,
содержание которого заключается в:
– оптимизации процесса протекания химической реакции
в топливном элементе в результате повышения эффективности катализа;
– обеспечении невосприимчивости к загрязнениям и отработке
методов их удаления;
– использовании новых материалов и конструктивно-схемных
решений.
В целом разработки, проведенные за последние 10 лет,
позволили:
– увеличить площадь реакции и величину тока, снимаемого
с единицы поверхности электродов (до 11 000 А/м2 при работе с чистым водородом
и кислородом и до 4300 А/м2 – с воздухом и водородсодержащим газом);
– продлить срок непрерывной эксплуатации ТЭ до 5 лет;
– повысить эффективность преобразования энергии в электричество
до 60…85 % (при утилизации выделяемого тепла) и удельную энергоемкость
до 460…585 Вт?ч/кг;
– значительно расширить диапазон используемых топлив;
– снизить стоимость ТЭ.
Наиболее распространенным классификационным признаком
ТЭ является вид электролита. Выделяют семь основных типов топливных элементов.
В щелочных ТЭ (ТЭЩ) электролитом является едкий калий
(КОН). Такие ТЭ использовались на космических аппаратах (КА) "Джемини",
"Аполлон", "Спейс Шаттл". Они отличаются надежностью, имеют большую выходную
мощность и малые габариты. Основным их недостатком является то, что KOH
реагирует с двуокисью углерода, что затрудняет протекание реакции и требует
тщательной очистки воздуха и топлива от СО2. На КА для этого использовался
чистый кислород, для широкого применения такой процесс слишком дорог.
В фосфорнокислотных ТЭ (ТЭФК) электролит Н3РО2 не реагирует
с СО2, и задача по очистке снимается. Эффективность преобразования энергии
топлива в электричество составляет около 40 %. При комбинированном варианте
использования, т.е. при утилизации выделяемого тепла (рабочая температура
ТЭ составляет 204 оС) в турбогенераторах, эффективность достигает 85 %.
ТЭФК первыми поступили на коммерческий рынок. Созданы и продаются портативные
блоки с выходным напряжением 24 В и мощностью 250 Вт, пригодные для обеспечения
питанием радиоаппаратуры и телевизоров. В США производятся блоки ТЭ мощностью
200 кВт для электростанций. Эти блоки были закуплены Японией для электростанции
мощностью 11 МВт. Подобные установки планируется использовать в домах,
на передвижных электростанциях, а также в качестве источников энергии для
автобусов, электровозов и морских судов.
В ТЭ на расплаве солей угольной кислоты (карбонатов)
(ТЭРК) в качестве электролита используется карбонат
калия К2СО3 или карбонат лития Li2CO3. Рабочая температура, при которой
электролит становится хорошим проводником, составляет 650 оС. Эффективность
ТЭРК достигает 60 %, а при комбинированном варианте использования – более
80 %. Стоимость подобных ТЭ, как считается, будет ниже стоимости ТЭ на
фосфорной кислоте. В штате Калифорния построено несколько маломощных электростанций,
которые проходят сейчас всесторонние эксплуатационные испытания. Прорабатываются
варианты использования ТЭРК на электростанциях, работающих на газе, получаемом
при газификации угля, на тяжелых транспортных средствах и судах.
ТЭ на твердых окислах (твердый электролит) (ТЭТО) используют
в качестве электролита окись иттрия, стабилизированную двуокисью циркония
(Y2O3, ZrO2). Этот твердый керамический материал работает при температуре
около 1000 оС. Процесс изготовления этих ТЭ можно автоматизировать. Эффективность
преобразования энергии достигает 60 %, в комбинированном варианте – более
80 %. В качестве топлива может использоваться метан – основной компонент
природного газа. Упрощенные требования к подготовке топлива, высокая удельная
мощность, небольшая стоимость будут способствовать внедрению их на тяжелые
транспортные средства.
|
|
Использование пара, полученного из угля |
|
Использование комбинированого цикла |
|
Сжигание топлива в турбине/дизеле |
|
Ядерная энергетика |
|
Топливные элементы |
|
Возобновляемые источники энергии |
|
К 2000 г. МЭ США планирует снизить стоимость электростанции
на ТЭ до $1000…1500 в расчете на 1 кВт
мощности, что соответствует стоимости эксплуатируемых сегодня электростанций,
и приступить к серийному строительству электростанций мощностью 300…500
МВт.
В настоящее время ведется проектирование автомобиля,
использующего топливные элементы. Ожидается, что к 2000 г. «автомобильные»
ТЭ будут иметь следующие характеристики:
– удельную мощность 330 Вт/кг;
– отношение мощности к объему 330 Вт/л;
– КПД примерно 51 %;
– время готовности к движению (разогрев) из холодного
состояния 5 мин;
– стоимость – не более чем $50 за 1 кВт.
Перечисленные характеристики обеспечат конкурентоспособность
автомобилей с ТЭ на коммерческом рынке. Серийное производство автобусов
и легковых автомобилей, использующих ТЭ, запланировано развернуть в период
2003-2007 гг.
Проблема, по которой проводилась оценка |
|
|
Завоевание рынка (степень проникновения в рынок), % |
|
|
Количество сэкономленной нефти (горючего), млн. т |
|
|
Снижение вредных выбросов углеродных соединений, млн. т |
|
|
Снижение затрат на энергоносители, $ млрд (в ценах 1992 г.) |
|
|
Количество новых рабочих мест, тыс. чел |
|
|
Реализация намеченных планов должна обеспечить национальную безопасность
США в ХХI веке за счет:
– создания энергетических и транспортных средств нового поколения
(КПД двигателя современного автомобиля – 20 %, КПД ТЭ на протонных мембранах
– 40…60 %) двойного назначения (военного и гражданского);
– создания универсальных многотопливных модульных источников тока
с КПД от 60 % до 90 %, что повысит эффективность и живучесть энергетической
системы;
– выхода на массовое применение экологически чистых источников
энергии и транспортных средств;
– обеспечения к 2020 г. независимости США от импорта нефтепродуктов
и газа;
– захвата доминирующего положения на рынке источников энергии
и транспортных средств принципиально нового поколения.