НПО
"Сатурн" - машиностроительная компания, специализирующаяся в области
разработки и производства газотурбинных двигателей для военной и гражданской
авиации, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок. На сегодняшний
момент "Сатурн" - это одна из "точек роста" национальной
экономики, того ее сектора, который связан с разработкой и производством наукоемкой
и высокотехнологичной продукции.
Авиационное
двигателестроение - одна из тех отраслей промышленности, которая определяет
реальный статус государства на мировом рынке высокотехнологичной и наукоемкой
продукции. Логика инновационного развития национальной экономики в числе прочего
предполагает проведение реструктуризации этой стратегически важной для страны
отрасли. Наиболее эффективной представляется ориентация на создание крупных
широкопрофильных корпоративных структур, разрабатывающих и производящих как
авиационные двигатели для военной и гражданской авиации, так и газотурбинные
установки для других отраслей промышленности. Только для таких структур станет
по-настоящему эффективной схема комбинированного (бюджетного и внебюджетного)
финансирования разработок, производства и совершенствования авиационных двигателей
и энергоустановок на их основе. Компании такого типа застрахованы от колебаний
рыночной конъюнктуры на том или ином сегменте рынка газотурбинных двигателей,
а это очень важно для производителей длинноцикловой высокотехнологичной продукции.
О необходимости
реструктуризации отрасли говорят уже давно. ОАО "НПО "Сатурн"
стало первым объединением отрасли, реально предпринявшим шаги по реструктуризации
авиационного двигателестроения. "Сатурн" объединил в рамках единой
дееспособной структуры два ведущих конструкторских бюро страны - Рыбинское
конструкторское бюро моторостроения и КБ "А. Люлька - Сатурн" (Москва)
- с солидной опытно-производственной базой (опытный завод в Рыбинске, Лыткаринский
машиностроительный завод в Подмосковье) и две крупные промышленные площадки
в Рыбинске.
Сегодня НПО
"Сатурн" - это машиностроительная компания, осуществляющая разработку
и производство газотурбинной техники для ВВС и ВМФ Министерства обороны РФ,
гражданской авиации, топливно-энергетического комплекса России. Общий объем
производственных площадей - около 1 млн м2. Численность персонала около 18
тысяч человек.
По решению
правительства Российской Федерации компания является головным разработчиком
и производителем двигателя для самолета пятого поколения.
Стратегия
развития НПО "Сатурн" строится исходя из того, что конструкторский
дивизион компании является самым крупным и дееспособным центром в области
российского двигателестроения. На предприятии работают более 4000 высококвалифицированных
конструкторов. По использованию информационных технологий в области конструкторского
проектирования НПО "Сатурн" является лидером в отрасли.
Компанию отличает
высокий темп обновления основных фондов; она вкладывает значительные средства
в создание соответствующих мировым стандартам специализированных участков,
приобретает самое современное оборудование. Промышленный потенциал компании
вполне соответствует требованиям, предъявляемым к производству газотурбинной
техники пятого поколения.
Обладая высокой
степенью концентрации научных, производственных и финансовых ресурсов, компания
обеспечивает весь жизненный цикл современной газотурбинной техники, начиная
от философии, идей, разработки и заканчивая проведением государственных испытаний,
внедрением в серийное производство, сервисным обслуживанием в процессе эксплуатации.
НПО
"Сатурн" образовано в 1916 году в Рыбинске как автозавод "Русский
Рено", который позднее был переориентирован на производство авиационных
двигателей. Более 80 лет воздушный флот страны оснащается двигателями НПО
"Сатурн". История "Сатурна" - неотъемлемая часть истории
отечественной авиационной промышленности и одна из ее наиболее ярких страниц.
На многие самолеты ставились сатурновские двигатели. Первый отечественный
турбореактивный двигатель и последовавшие за ним были созданы в НПО "Сатурн".
Важным этапом в истории предприятия стало освоение производства двигателей
серии Д-30 для пассажирской и военно-транспортной авиации - самолетов Ту-154М,
Ил-62М, Ил-76 и др. Сейчас эти силовые установки являются самыми надежными
и массовыми в российской гражданской авиации. Суммарная наработка двигателей
в эксплуатации с начала выпуска составила свыше 50 млн часов, а ежегодный
суммарный налет не опускается ниже 2 млн часов.
Какие две
проблемы отечественной гражданской авиации можно назвать главными? Ответ очевиден:
во-первых, необходимо решение острых экологических проблем магистральной и
грузовой авиации, для чего требуются двигатели, соответствующие перспективным
требованиям ИКАО. Во-вторых, нужно создать современный, с серьезным экспортным
потенциалом региональный самолет, потребность в котором и у российских, и
зарубежных авиакомпаний колоссальна. НПО "Сатурн" предлагает вместе
со своими партнерами реальное решение обозначенных задач. Ключ к первой проблеме
- глубоко модернизированный двигатель Д-30КП - "Бурлак", который
создает возможность эксплуатации значительного парка отечественных воздушных
судов до 2020 года на всех маршрутах без ограничений. Решение второй задачи
обеспечивается путем реализации проекта RRJ (семейство российских региональных
самолетов), для которого НПО "Сатурн" и французская авиадвигателестроительная
корпорация Snecma Moteurs совместно создают универсальный двигатель - SаM-146.
В настоящее
время НПО "Сатурн" в соответствии с Федеральной целевой программой
Минтранса "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)"
в части ремоторизации эксплуатируемого парка воздушных судов Ил-76, Ил-86
и модернизации парка самолетов Ту-154М, Ил-62М прорабатывает проект двигателя
Д-30КП "Бурлак", который является глубокой модернизацией серийных
двигателей Д-30КУ/КП/КУ-154. Осуществляемая модернизация обеспечит соответствие
существующих и перспективных требований Стандартов ИКАО по экологии, включая
нормы Главы 4 по шуму, а также значительно улучшит эксплуатационные и ресурсные
характеристики.
В начале октября
2003 года НПО "Сатурн" получен сертификат типа Авиационного регистра
Межгосударственного авиационного комитета по эмиссии на двигатель Д-30КУ-154
с малоэмиссионной камерой сгорания (МКС). Разработанная и сертифицированная
МКС обеспечивает соответствие двигателя Д-30КУ-154 нормам ИКАО по эмиссии
1996 и 2004 годов. В настоящее время заканчивается подготовка производства
к внедрению МКС в серийное производство и ремонт с 1 квартала 2004 года.
Другое
направление деятельности "Сатурна" по двигателю Д-30КУ/КП/КУ-154
- борьба с шумом.
В настоящее время НПО "Сатурн" подготовило три двигателя Д-30КУ-154
(базовый двигатель для создания глубоко модернизированного "Бурлака")
с модифицированной системой шумоглушения для проведения летных сертификационных
испытаний в составе самолета Ту-154М. Его испытания были успешно завершены
в июне 2004 года.
Работы по
этой теме ведутся в рамках утвержденной еще Росавиакосмосом "Комплексной
программы работ на период 2002-2010 года по проблеме снижения шума, эмиссии
вредных веществ и повышения точности навигации отечественных самолетов и вертолетов
в обеспечение требований ИКАО и ЕС". Модернизированные двигатели Д-30КУ-154
позволяют обеспечить самолетам Ту-154М соответствие требованиям Главы 3 ИКАО
с запасом более 5 EPNдБ и снизить шум по сумме трех контрольных точек на 6...7
EPNдБ. Оборудование дополнительными ЗПК одного двигателя обойдется в $100
тыс. и по $300 тыс. на каждый самолет Ту-154М.
Реализация
программы "Сатурна" по снижению шума двигателей Д-30КУ-154 позволит
самолетам Ту-154М, являющимся основой парка российских авиакомпаний, осуществлять
международные рейсы и после 2010-2012 годов, когда ИКАО планируется ввести
новые жесткие ограничения по шуму.
Стратегически
важной для "Сатурна" является совместная работа с французской фирмой
Snecma Moteurs по программе создания двигателя SаM-146. В данной программе
НПО "Сатурн" и Snecma Moteurs участвуют на паритетной основе - 50
на 50.
В январе 2003
года двигатель SаM-146 совместной разработки НПО "Сатурн" и Snecma
Moteurs был выбран для установки на российский региональный самолет (RRJ),
создание которого осуществляет группа компаний - "Гражданские самолеты
Сухого", АК им. Ильюшина и Boeing. В марте 2003 года проект RRJ с силовой
установкой SаM-146 одержал победу в тендере Росавиакосмоса на создание семейства
региональных самолетов. В апреле между компаниями "Гражданские самолеты
Сухого", Snecma Moteurs и НПО "Сатурн" состоялось подписание
трехстороннего Меморандума о намерениях, предусматривающего продолжение сотрудничества
в реализации перспективного международного проекта в России. В январе 2004
года стартовало государственное финансирование программы SаM-146. Общий же
объем финансирования из федерального бюджета по программе SаM-146 - два миллиарда
рублей, что коррелируется со стоимостью той части двигателя, за которую отвечает
НПО "Сатурн".
Силовая установка
SаM-146 - первый перспективный международный проект России в области авиационного
двигателестроения. После окончания жизненного срока серийных двигателей третьего
поколения SаM-146 полностью займет гражданский сегмент продукции НПО "Сатурн".
Реализация
программы по созданию двигателя для перспективного российского регионального
самолета (RRJ) - реальный пример международной кооперации в области высоких
технологий и последняя возможность для России вернуться на мировой рынок гражданских
авиационных двигателей. Авиакомпания "Сибирь", ведущий авиаперевозчик
России, объявила о намерении приобрести 50 новых российских региональных самолетов,
создаваемых по программе RRJ.
Технологии
производства газотурбинных авиационных двигателей во всем мире используются
при изготовлении силовых установок наземного применения - для газоперекачивающих
агрегатов и энергетических станций. НПО "Сатурн" - один из основных
отечественных производителей военных и гражданских авиадвигателей - не является
исключением. "Сатурн" реализует программу выпуска широкого спектра
энергетических установок различной мощности - от 2,5 до 110 МВт.
По заказу
РАО "ЕЭС России" НПО "Сатурн" производит газотурбинный
двигатель мощностью 110 МВт и на его базе газотурбинную энергетическую установку
ГТЭС-110, парогазовые установки ПГУ-170 и ПГУ-325. По оценке Председателя
Правления РАО "ЕЭС России" А.Б. Чубайса, ГТЭ-110 - первая отечественная
газовая турбина, которая является основой для полного технического перевооружения
электроэнергетики России. В 2003 году НПО "Сатурн" и концерн "Силовые
машины" стали победителями тендера на разработку и освоение производства
парогазовых энергетических установок на базе ГТД-110. Тендер проводился в
рамках конкурса Министерства промышленности, науки и технологий РФ на право
заключения государственных контрактов на выполнение в 2003-2006 годах важных
инновационных проектов.
16 сентября
2003 года в городе Комсомольск на Ивановской ГРЭС был подписан Акт Межведомственных
приемочных испытаний (МВИ) ГТЭ-110, после чего данное изделие было передано
в опытно-промышленную эксплуатацию. Конструкторской документации на ГТД-110
(двигатель для ГТЭ-110) присвоена литера "О1", что означает передачу
изделия в серийное производство.
В октябре
прошлого года на Ивановской ГРЭС стартовали масштабные строительные работы.
В качестве технической основы реконструкции электростанции рассматриваются
две парогазовые установки ПГУ-325 мощностью 325 МВт каждая, создающиеся на
базе четырех газотурбинных энергетических установок ГТЭ-110 производства ОАО
"НПО "Сатурн". Строительство двух ПГУ-325 планируется завершить
к 2008 году, после чего Ивановская область должна стать энергетически самодостаточной.
Для реформирования
системы ЖКХ и удовлетворения потребностей независимых производителей электроэнергии
необходимо широкое внедрение энергетических установок малой и средней мощности.
ТЭК страны нуждается в современной инфраструктуре: замена морально и физически
устаревшего оборудования, повышение к.п.д. и т.д. Для независимых производителей
электроэнергии "Сатурн" выпускает энергоустановки мощностью 2,5;
6/8; 12 и 18 МВт.
Первым объектом
малой энергетики, освоенным производством НПО "Сатурн", стала газотурбинная
блочно-модульная теплоэлектростанция ГТЭС-2,5, введенная в эксплуатацию на
промышленной площадке предприятия. Электростанция успешно прошла межведомственные
испытания и рекомендована ОАО "Газпром" к внедрению на объектах
газовой отрасли в качестве базового источника энергии.
Кроме функционирующей
на территории НПО "Сатурн" ГТЭС-2,5 две теплоэлектростанции такой
же мощности работают на компрессорной станции "Сальская" (ОАО "Кавказтрансгаз"),
ведется монтаж оборудования шести электростанций на Песцовском месторождении
ООО "Уренгойгазпром".
В 2002 г.
на территории НПО "Сатурн" также введена в промышленную эксплуатацию
электростанция средней мощности (12 МВт) ГТЭС-12. Электростанция, аналогичная
рыбинской (ГТЭС-12), в 2003 году была построена и пущена в эксплуатацию в
Нарьян-Маре. В настоящее время ведется строительство электростанций в Омске
на ЗАО "Химтраст" и осуществляется поставка оборудования на ОАО
"Череповецкий азот". Помимо этого строятся электростанции для городов
Михайловка в Волгоградской области и Дорогобуж в Смоленской области. Четыре
газотурбинных агрегата ГТА-6РМ с двухтопливной камерой сгорания поставлены
НПО "Сатурн" для ГТЭС на нефтегазовом месторождении ЗАО "Север
Тэк" (Усинск, Республика Коми), сейчас идут пусконаладочные работы. Особенность
данного проекта заключается в том, что в качестве основного топлива для газотурбинных
двигателей будет использоваться попутный нефтяной газ.
20 сентября
2004 года НПО "Сатурн" завершило подготовительные работы к пусконаладке
двух газотурбинных электростанций ГТЭС-12 в Москве (районы Курьяново и Пинягино).
Новые станции - аналоги ГТЭС-12. На ноябрь намечен ввод обеих станций в режим
промышленной эксплуатации.
НПО "Сатурн"
рассматривает рынок газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и газотурбинных двигателей
(ГТД) для них как одно из стратегических направлений развития компании. НПО
"Сатурн" и ОАО "Газпром" с 2001 года реализуют комплексную
программу сотрудничества "Сатурн" - "Газпром". Объем заказов
"Газпрома" "Сатурну" на 2004 год составляет порядка полутора
миллиардов рублей.
В НПО "Сатурн"
освоили производство ГТД-4РМ - газотурбинного двигателя поколения IV+. На
базе его газогенератора разработан целый ряд современных, экономичных, с высокой
степенью унификации двигателей мощностью 4, 6,3 и 10 МВт для газоперекачивающих
агрегатов (ГПА).
1-2 сентября
на подземном хранилище газа в городе Касимов, Рязанской области, были успешно
завершены Межведомственные испытания газоперекачивающего агрегата ГПА-4РМ
производства НПО "Сатурн". ГПА-4РМ перед проведением МВИ прошел
3000-часовые предварительные испытания. Межведомственные испытания имеют статус
государственных. Уже сейчас по заказу "Газпрома" на НПО "Сатурн"
в производстве находится несколько модификаций этих агрегатов, предназначенных
для поставки на ряд объектов "Мострансгаза", "Лентрансгаза"
и "Севергазпрома". Два агрегата ГПА-4РМ в этом году будут отправлены
на Калужское подземное хранилище газа (ООО "Мострансгаз") и еще
два - на линейную компрессорную станцию "Изборская" (ООО "Лентрансгаз").
В рамках реализации программы "Сатурн" примет участие также в реконструкции
компрессорной станции "Гаврилов-Ям" (ОАО "Мострансгаз"),
поставив туда ГТД-6,3РМ - газотурбинный двигатель мощностью 6,3 МВт с комплектом
монтажных частей и дополнительным оборудованием. Более мощный двигатель (10
МВт) получит компрессорная станция "Нюксеница" (ООО "Севергазпром").
В 2000 г.
"Сатурн" поставил задачу комплексной модернизации производства.
Был разработан соответствующий бизнес-план. Прошли переговоры с рядом крупнейших
корпораций мира. В результате наибольший интерес к планам НПО "Сатурн"
на рынке энергомашиностроения России выразили японские корпорации.
В июле 2003
года было достигнуто соглашение между НПО "Сатурн" и японской корпорацией
Sumitomo Corporation, предусматривающее кредитование программы модернизации
предприятия общим объемом $60 млн в 2003-2008 гг. Помимо этого генеральный
директор НПО "Сатурн" Ю.В. Ласточкин, Председатель Совета директоров
НПО "Сатурн" В.К. Глухих и вице-президент Sumitomo Corporation господин
Моринака подписали документ о глобальном сотрудничестве на российском рынке
энергетического машиностроения до 2010-2015 годов. Это первое крупное соглашение
о долгосрочном российско-японском сотрудничестве в области энергетического
машиностроения.
В ноябре 2003 года был подписан контракт по первому траншу кредита, в соответствии
с которым на НПО "Сатурн" будет поставлена первая партия новейшего
оборудования производства Mitsubishi Heavy Industries, Mitsubishi Electric
Industries и Mori Seiki. В течение этого года осуществляется комплексная поставка
на предприятие пятикоординатных высокотехнологичных станков, в том числе и
для эрозионной обработки. Подписание протокола о втором транше кредитования
на 2005 год, запланированное на ближайшее время, делает работу "Сатурна"
по модернизации производства системной, комплексной и ориентированной на долгосрочную
перспективу.
Данный проект позволяет принципиально изменить структуру кредитного портфеля НПО "Сатурн" и выйти на уровень долгосрочного проектного финансирования программ модернизации. Весьма существенный момент: процент по кредиту значительно ниже рыночных ставок кредитования в России. По словам С.В. Чуклинова, заместителя генерального директора НПО "Сатурн", весь обозначенный комплекс работ направлен на создание принципиально новой продукции на рынке энергетического машиностроения, соответствующей всем современным требованиям по качеству и экологии.