О
ВЫБОРЕ КОНСТРУКТОРСКИХ РЕШЕНИЙ
ПРИ РАЗРАБОТКЕ РОТОРНО-ПОРШНЕВОГО КОМПРЕССОРА
С УЛУЧШЕННЫМИ
ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
ООО
"РЕАМ-РТИ":
Иван Пятов, Дмитрий Чернышов
ООО "АВТО-РЕАМ":
Александр Шевкун
МГТУ "МАМИ":
Вячеслав Белов
АМО "ЗИЛ":
Адольф Швейцер
Современные экологические требования, предъявляемые к двигателям внутреннего
сгорания транспортных средств, диктуют необходимость совершенствования не только
к конструкции самого двигателя и его систем, но и агрегатов, которые приводятся
в действие двигателем и связаны с его системами смазки, охлаждения и воздухоподачи.
Одним из таких
агрегатов является пневматический компрессор, обслуживающий тормозную систему
и пневматические приводы грузовых автомобилей и автобусов. Как правило, этот
агрегат традиционно выполняется в виде одно- или двухцилиндрового поршневого
компрессора.
В настоящее
время действуют 114 правил ЕЭК ООН по комплексной безопасности и экологии автотранспорта.
Они содержат требования к многим системам автомобилей, в том числе к системе
управления, тормозной системе, шинам, ремням безопасности, подголовникам, зеркалам,
светотехнике.
Современные
поршневые компрессоры вырабатывают сжатый воздух, в котором содержание твердых
взвесей, масла и воды выходит за пределы, установленные стандартом ISO 8573-1
и соответствующие оптимальным условиям работы разного рода механизмов и оборудования
с пневматическим приводом. При низкой температуре окружающей среды имеют место
частые случаи отказов в работе тормозов, раздвижных дверей и другого оборудования
из-за замерзания водомасляного конденсата, попадающего вместе с воздухом в трубопроводы,
исполнительные и регулировочные устройства (тормозные цилиндры, клапаны, воздухораспределители).
Достаточная производительность, минимальная потребляемая мощность, минимальное
количество масла в сжатом воздухе, малые габариты и масса, бесшумность работы,
достаточная долговечность и минимальная трудоемкость технического обслуживания
- все эти и многие другие требования, перечисленные ранее, в начальной или промежуточной
стадии должен обеспечить компрессор.
Наряду с совершенствованием
традиционных поршневых компрессоров, задача поиска, выбора и организации производства
более прогрессивных конструкций компрессоров остается актуальной.
Достаточно прогрессивная
конструктивная схема трохоидного роторно-поршневого компрессора (РПК) применительно
к задачам автомобильного двигателестроения была предложена и нашла применение
в разработках 1970-1988 гг. агрегатного завода АМО "ЗИЛ" и НАМИ.
Эта
схема эквивалентна по уровню пульсации в нагнетательной полости одноцилиндровому
поршневому компрессору.
Роторно-поршневые, как и поршневые компрессоры, относятся к объемным машинам,
у которых рабочий процесс осуществляется циклически в замкнутых рабочих камерах.
Они компактны, полностью механически уравновешены, не нуждаются во впускных
клапанах.
Найденные конструктивные и технологические решения, связанные с созданием эффективных
систем контактных уплотнений роторных машин (герметизация рабочих камер), сделали
целесообразным развитие нового поколения роторно-поршневых компрессоров (РПК).
Благодаря высокой герметичности рабочих камер, РПК позволяют осуществить высокоэффективный
рабочий процесс (с производительностью 400…600 л/мин и более) при давлениях
нагнетания до 10 кгс/см2 и высокими степенями сжатия. Для РПК коэффициент подачи
может превышать 0,7 (у поршневых компрессоров этот параметр редко достигает
0,55). Коэффициент подачи зависит главным образом от величины объемного коэффициента.
Уровень надежности
и долговечности компрессора в значительной мере обусловлен типом примененной
системы газораспределения. Так, наличие самодействующих клапанов накладывает
определенные ограничения на быстроходность компрессора, поскольку увеличение
быстроходности резко снижает долговечность клапанов.
Ранее при термодинамических
расчетах процессов в РПК определенную сложность вызывал вопрос о выборе коэффициентов
теплоотдачи от газа к стенкам камеры. Для трохоидных роторных компрессоров данный
вопрос исследован, и по мере накопления экспериментальных данных сложился ряд
решений, позволяющих снизить термонапряженность соответствующих деталей.
Несмотря на
существенные конструктивные и технико-экономические отличия компрессоров, все
они с термодинамической точки зрения оказываются одинаковыми, так как совокупность
рабочих процессов, происходящих в них и образующих так называемый компрессорный
цикл, изображается на диаграмме одними и теми же кривыми и подчиняется одним
и тем же расчетным уравнениям.
Принципиальное
отличие компрессорных циклов от циклов, по которым осуществляется работа тепловых
двигателей, заключается в том, что первые являются "обратными" по
отношению ко вторым, т. е. в них процессы сжатия на диаграмме Р - V располагаются
выше процессов расширения. В связи с тем, что для осуществления компрессорного
цикла необходимо затрачивать механическую энергию, представляет интерес - какие
резервы существуют в оптимизации рабочего процесса для снижения затрат мощности
двигателя на привод.
На
диаграмме P - V, отображающей расчетный цикл (рис. 4), кроме соответствующих
политропических процессов (а - b) и (с - d) с показателями политропы n1 и n2,
указаны также адиабатические процессы сжатия и расширения (k = 1,4) для теоретического
цикла, в котором явления теплопередачи между газами и поверхностью статора не
учитываются. Совместное рассмотрение приведенных кривых показывает, что охлаждение
статора, с одной стороны, уменьшает энергию, затрачиваемую на совершение цикла,
а с другой стороны, увеличивает количество молей газа, поступающего в рабочую
полость, а следовательно, и уходящего из нее за цикл.
Действительно,
чем сильнее охлаждается статор компрессора, тем меньше становится величина показателя
политропы n1 и кривая сжатия располагается ближе к кривой изотермического процесса
(n1 = 1), поэтому общая площадь диаграммы цикла, ограниченная указанными кривыми,
заметно уменьшается, а следовательно, снижается и мощность, расходуемая на привод
компрессора.
При охлаждении
статора точка d на диаграмме Р - V смещается влево, что увеличивает объем поступающего
газа (участок d - а); следовательно, при одном и том же числе оборотов эксцентрикового
вала компрессора его часовая производительность должна возрасти.
Эти
рассуждения наглядно подтверждаются также диаграммой Т - S компрессорного цикла,
которая приведена на рис. 5. Обозначение типовых точек сохранено аналогичным
использованному на диаграмме Р - V.
Из всего сказанного
следует, что в компрессоре для повышения экономичности установки выгодно применять
интенсивное охлаждение стенок статора, а также клапанной системы.
В совокупности,
применяя на практике отмеченные выше особенности РПК, можно говорить о нем как
об объемной машине, являющейся оптимальным источником выработки энергии для
тормозных механизмов и других агрегатов автомобиля, которые нуждаются в пневмоприводе.
В целом, более жесткие требования XXI века к экологическим параметрам двигателей и современные достижения в области технологий и материаловедения являются основанием для усовершенствования конструкции в части:
Поставленных целей предлагается достичь путем:
Кроме того,
среди приоритетных целей разработки - обеспечение технологичности и ремонтопригодности
конструкции.
В заключение
необходимо обозначить перспективную задачу разработки и внедрения в производство
компрессора, не нуждающегося в циркуляционной системе смазки. При разработке
бессмазочных уплотнений ротора поставлены цели по уменьшению сил трения при
высокой герметизирующей способности, обеспечению большего ресурса работы, минимизации
габаритных размеров и массы, улучшению технологичности и экономичности производства,
снижению трудоемкости технического обслуживания и ремонта.
Для реализации
поставленной задачи разработана конструкция компрессора РПК 400/600, образцы
которого в настоящее время проходят заводские доводочные испытания. Результаты
доводки и исследований предполагается опубликовать в последующих статьях.