История

НЕ ТОЛЬКО “АГЛИЦКИХ БЛОХ”, НО И ФРАНЦУЗСКИЕ МОТОРЫ…

В Государственном архиве Тульской области хранится ряд документов из переписки Главного артиллерийского управления русской армии, Гатчинской воздухоплавательной школы и Императорского Тульского оружейного завода о возможности организации производства и ремонта на заводе авиационного двигателя "Гном" мощностью 70 л.с. Документы датированы декабрем 1912 - октябрем 1913 гг.
Документ № 1 - предписание заведующего техническими артиллерийскими заведениями начальнику ИТОЗ генерал-майору А.В. Куну от 6 декабря 1912 г.:
"Предлагаю Вам представить мне свои соображения установить на вверенном Вам заводе, в видах обеспечения работой на случай уменьшения казенных заказов, изготовление двигателей для аэропланов".
Проанализировать предложение ГАУ и возможности завода для его осуществления было поручено помощнику начальника завода по технической части генерал-майору Федорову.
Документ № 2 - рапорт генерал-майора Федорова начальнику ИТОЗ от 11 декабря 1912 г.:
"…Решить вопрос о возможности установить производство указанных двигателей можно лишь по получении детальных чертежей двигателей… Не зная детального устройства двигателей и в каком количестве они будут заказаны, в настоящее время трудно сказать, потребуется ли приобрести какие-либо новые станки или представится возможность обойтись имеющимися механическими средствами."
О серьезности намерений ГАУ свидетельствует присылка на завод двигателя.
Документ № 3 - отношение Главного управления Генерального Штаба начальнику завода от 31 марта 1913 г.:
"…мотор высылается для детального ознакомления чинов вверенного Вам завода с устройством двигателей…"
Документ № 4 - письмо и.д. начальника Авиационного отдела Гатчинской воздухоплавательной школы штабс-капитана Горшкова начальнику ИТОЗ от 20 июня 1913 г.:
"Наиболее подходящая литература для ознакомления с моторами "Гном" следующая:
1) Описание 70НР Гнома Лебедева и Тереньтьева - "Техника воздухоплавания" № 11 и 12…
2) Неисправности Гномов - военного инженера штабс-капитана Борейко, редакция журнала "Воздухоплаватель"…
3) Французский каталог".
На последнем документе резолюция: "Штабс-капитану Барташевичу".
Документ № 5 - рапорт штабс-капитана Барташевича помощнику начальника завода от 14 октября 1913 г.:
"При сем представляю 4 сметы на производство моторов Гном 70 лош. сил. На установку их, на специальное оборудование и на оборудование станками обыкновенного типа.
Независимо от сего, нахожу нужным донести:…К дальнейшему увеличению относительной легкости мотора едва ли следует стремиться, так как вес мотора составляет около 1 % полного веса аэроплана. Надежность действия заставляет желать многого… Расход бензина пока очень велик (330 гр. на 1 л.с.)…
Надо производство моторов поставить на иных началах, из которых главные:
1) предоставить заводу право изменять чертеж мотора, если на опыте это изменение окажется полезно и
2) дать возможность строить новые модели моторов.
Подлинный подписал: гв. шт. капитан Барташевич".
На рапорте резолюция начальника завода: "Представить в Гл. Ар. А. Кун".
Военный инженер А.М. Барташевич, один из лучших специалистов завода, правильно разобрался в сути проблемы постановки производства авиационных двигателей и внес компетентные предложения по ее решению. В дополнение к рапорту, им были составлены подробные сметы.
Запланированная постройка новой литейной мастерской и наличие других давали возможность заводу взяться за изготовление двигателей. Квалификация инженеров, техников и рабочих не вызывала сомнений в успехе.
…Однако увеличение основных военных заказов перед Первой мировой войной не позволило реализовать эти планы.

Мотор "Гном 70"
Гв. штабс-капитан А.М.Барташевич