| В Государственном архиве Тульской области хранится ряд документов из 
        переписки Главного артиллерийского управления русской армии, Гатчинской 
        воздухоплавательной школы и Императорского Тульского оружейного завода 
        о возможности организации производства и ремонта на заводе авиационного 
        двигателя "Гном" мощностью 70 л.с. Документы датированы декабрем 
        1912 - октябрем 1913 гг.Документ № 1 - предписание заведующего техническими артиллерийскими заведениями 
        начальнику ИТОЗ генерал-майору А.В. Куну от 6 декабря 1912 г.:
 "Предлагаю Вам представить мне свои соображения установить на вверенном 
        Вам заводе, в видах обеспечения работой на случай уменьшения казенных 
        заказов, изготовление двигателей для аэропланов".
 Проанализировать предложение ГАУ и возможности завода для его осуществления 
        было поручено помощнику начальника завода по технической части генерал-майору 
        Федорову.
 Документ № 2 - рапорт генерал-майора Федорова начальнику ИТОЗ от 11 декабря 
        1912 г.:
 "…Решить вопрос о возможности установить производство указанных двигателей 
        можно лишь по получении детальных чертежей двигателей… Не зная детального 
        устройства двигателей и в каком количестве они будут заказаны, в настоящее 
        время трудно сказать, потребуется ли приобрести какие-либо новые станки 
        или представится возможность обойтись имеющимися механическими средствами."
 О серьезности намерений ГАУ свидетельствует присылка на завод двигателя.
 Документ № 3 - отношение Главного управления Генерального Штаба начальнику 
        завода от 31 марта 1913 г.:
 "…мотор высылается для детального ознакомления чинов вверенного Вам 
        завода с устройством двигателей…"
 Документ № 4 - письмо и.д. начальника Авиационного отдела Гатчинской воздухоплавательной 
        школы штабс-капитана Горшкова начальнику ИТОЗ от 20 июня 1913 г.:
 "Наиболее подходящая литература для ознакомления с моторами "Гном" 
        следующая:
 1) Описание 70НР Гнома Лебедева и Тереньтьева - "Техника воздухоплавания" 
        № 11 и 12…
 2) Неисправности Гномов - военного инженера штабс-капитана Борейко, редакция 
        журнала "Воздухоплаватель"…
 3) Французский каталог".
 На последнем документе резолюция: "Штабс-капитану Барташевичу".
 Документ № 5 - рапорт штабс-капитана Барташевича помощнику начальника 
        завода от 14 октября 1913 г.:
 "При сем представляю 4 сметы на производство моторов Гном 70 лош. 
        сил. На установку их, на специальное оборудование и на оборудование станками 
        обыкновенного типа.
 Независимо от сего, нахожу нужным донести:…К дальнейшему увеличению относительной 
        легкости мотора едва ли следует стремиться, так как вес мотора составляет 
        около 1 % полного веса аэроплана. Надежность действия заставляет желать 
        многого… Расход бензина пока очень велик (330 гр. на 1 л.с.)…
 Надо производство моторов поставить на иных началах, из которых главные:
 1) предоставить заводу право изменять чертеж мотора, если на опыте это 
        изменение окажется полезно и
 2) дать возможность строить новые модели моторов.
 Подлинный подписал: гв. шт. капитан Барташевич".
 На рапорте резолюция начальника завода: "Представить в Гл. Ар. А. 
        Кун".
 Военный инженер А.М. Барташевич, один из лучших специалистов завода, правильно 
        разобрался в сути проблемы постановки производства авиационных двигателей 
        и внес компетентные предложения по ее решению. В дополнение к рапорту, 
        им были составлены подробные сметы.
 Запланированная постройка новой литейной мастерской и наличие других давали 
        возможность заводу взяться за изготовление двигателей. Квалификация инженеров, 
        техников и рабочих не вызывала сомнений в успехе.
 …Однако увеличение основных военных заказов перед Первой мировой войной 
        не позволило реализовать эти планы.
 
         
          |  |  |   
          | Мотор "Гном 70" | Гв. штабс-капитан А.М.Барташевич |  |