(Окончание. Начало в № 1 - 2004 г.)
2. Комплексное использование методов физического и математического моделирования
Накопленный к середине 60-х годов в НИИ и ОКБ опыт математического моделирования
процессов запуска и других переходных режимов ЖРД показал, что созданные
методы позволяют математическим путем достаточно точно воспроизводить
практически весь цикл эксплуатационных режимов работы двигателей с отражением
индивидуальных особенностей сборки и условий испытаний. Эти методы применяются
и в настоящее время для оптимизации параметров двигателей и их систем,
главным образом, на этапе формирования штатного варианта конструкции.
Они успешно используются также для проведения исследований некоторых аварийных
ситуаций на этапе стендовых и летных испытаний.
В целом методы математического моделирования, разработанные В.М. Калниным,
оказались применимыми на всех этапах стендовой отработки двигателя, начиная
от комплекса первоначальных испытаний двигателей, при которых формируется
штатный вариант конструкции, и кончая контрольными испытаниями двигателей,
при которых осуществляется контроль стабильности производства серийных
двигателей.
Начальному этапу в большей степени свойственно варьирование схемных и
конструкторских решений. Для этапа испытаний двигателей в составе ракетных
блоков наиболее характерно решение различных задач, связанных с согласованием
характеристик двигателей и ракетных систем (оптимизация демпфирования
топливной системы, регламентация гидроударов и провалов давлений на входах
в насосы, снижение механических и ударно-волновых нагрузок на конструкцию
и др.).
Имеющие большое значение при создании новых двигателей вопросы отработки
работоспособности и надежности мощных высоконапорных ТНА, ресурса и экономичности
двигателей, устойчивости рабочего процесса камер до сих пор еще в достаточной
степени не поддаются математическому моделированию.
Чтобы реализовать преимущества, которые может дать регулярное сопровождение
стендовых испытаний математическим моделированием, при наиболее крупных
комплексах стендов ОКБ и НИИ должны быть организованы специальные вычислительные
центры (ВЦ) и бригады специалистов, занимающиеся математическим моделированием.
3. Применение современных вычислительных средств для обработки и анализа
результатов испытаний
При "архивном методе" после ручной или машинной обработки первичных
материалов испытаний и выполнения их экспресс-анализа все материалы, относящиеся
к данному пуску, подшиваются в "дела пусков". Такой метод позволяет
успешно вести стендовую отработку двигателя, но является недостаточно
производительным и становится неудобным при накоплении больших объемов
информации, когда число "дел пусков" превышает несколько сотен.
Наиболее рациональным является создание банка данных с помощью ЦВМ.
Основные требования к вычислительному центру, сформулированные в 60-х
годах, сводились к следующему. В долговременной памяти стендового ВЦ должна
была храниться вся статистика результатов испытаний двигателей независимо
от того, на каких стендах она получена, а также все аварийные исходы испытаний
с классификацией причин аварий и их последствий. Машинный анализ результатов
испытаний включал в себя углубленную обработку полученной информации по
всем вопросам, возникающим при отработке двигателей.
Резюмируя изложенные выше рекомендации, разработанные ЦИАМ на основе анализа
и обобщения накопленного отечественной промышленностью опыта по ракетному
двигателестроению в 60-е годы и направленные на повышение эффективности
методов натурной отработки ЖРД, можно отметить следующее.
1. Для повышения полноты физического моделирования ракетных условий при
стендовых испытаниях двигателей целесообразно наряду с выполнением условий
гидродинамического и теплофизического подобия обеспечивать также механическое
подобие.
Для получения требуемых амплитуд колебательных перегрузок в диапазоне
низких частот наряду с применением механических вибраторов направленного
действия рекомендовано использовать в качестве задатчика колебаний испытуемый
двигатель, снабженный пульсатором расхода в системе горючего газогенератора.
2. Эффективным средством для уменьшения потерь материальной части двигателей
при стендовых испытаниях и ускорения темпов их доводки является комплексное
использование методов физического и математического моделирования при
стендовой отработке переходных процессов и систем управления ЖРД.
3. Внедрение указанных рекомендаций в практику обработки ЖРД связано с
дополнительными расходами, однако ожидаемый от них эффект с большим превышением
окупает затраты, что подтверждается практикой создания современных ЖРД.
|