Журнал "Двигатель" традиционно знакомит читателей с опытом
внедрения информационных технологий (ИТ) на ведущих отраслевых предприятиях.
Одна из постоянных тем журнала - использование систем автоматизированного
проектирования. Нужно отметить, что при выборе САПР заказчики нередко
действуют вслепую, внедряя различные программные средства методом проб
и ошибок. Издержки такого подхода и низкая эффективность так называемой
"лоскутной автоматизации" известны. Отрадно, что усиливается
обратная тенденция, предприятия постепенно формируют собственную ИТ-политику.
В рамках именно такой политики идет автоматизация на Коломенском заводе,
являющемся одним из лидеров российского транспортного машиностроения.
В конце 1990-х годов задачи, стоявшие перед основными конструкторско-технологическими
подразделениями завода, диктовали необходимость поиска новых прогрессивных
инструментов, способных повысить отдачу каждого сотрудника. Кроме того,
требовалось сохранить высокое качество каждого изделия и глубину проработки
на стадии конструкторского и технологического проектирования. Возросло
понимание приоритетности и важности задач автоматизации. Большое значение
внедрению ИТ-решений уделило новое руководство завода, возглавившее предприятие
после того, как его акционером стала транспортная компания "Северстальтранс".
Генеральный директор ОАО "Коломенский завод" Владимир Николаевич
Власов заявил: "Перед Коломенским заводом стоят серьезные задачи
по выпуску новой техники. Важную роль здесь играют информационные технологии
проектирования и управления данными, без которых невозможно развитие современного
предприятия".
В процессе выбора средств автоматизации на заводе всерьез заинтересовались
достижениями известного разработчика САПР - группы компаний АСКОН. С учетом
результатов проведенного всестороннего анализа в качестве базовой платформы
проектирования было выбрано программное обеспечение "КОМПАС".
В большой степени это обусловлено тем, что оно хорошо зарекомендовало
себя в производственных условиях и соответствует задачам предприятия.
Анатолий Васильевич Подопросветов, главный конструктор по локомотивостроению,
заявил: "В КБ всегда уделяли большое внимание развитию САПР, выбор
программ опирался на огромный опыт наших специалистов в этой области.
Наши сотрудники изучили практически все основные пакеты САПР, имеющиеся
на рынке".
Основными критериями выбора являлись: необходимость внедрения многоуровневых
САПР, возможности интеграции, соответствие ЕСКД, легкость освоения сотрудниками,
наличие необходимых функциональных возможностей и оптимальное соотношение
цена/качество. За компьютерами работает большинство специалистов (процент
охвата постоянно увеличивается). Подразделение объединено сетью, создан
электронный архив. "КОМПАС" является основной САПР, внедрено
более 60 рабочих мест, интегрированных в эту систему. Главное "поле
деятельности" нашей САПР - проектирование локомотивов и модульных
электростанций, выпуск чертежей.
"Массовое внедрение САПР "КОМПАС" в конструкторском бюро
по локомотивостроению резко сократило время и увеличило качество разработки
новых проектов, которые высоко оценены высшим руководством страны",
- подчеркивает главный конструктор А.В. Подопросветов.
Новые системы АСКОН, выходящие под торговой маркой ЛОЦМАН: PLM, обеспечивают
сокращение сроков и затрат на конструкторско-технологическую подготовку
производства благодаря созданию единого информационного пространства предприятия.
Фундаментом являются единые базы данных по материалам, сортаментам, стандартным
изделиям.
По словам начальника бюро конструкторских расчетов и вычислительной техники
УГКЛ В.Н. Савочкина, результаты внедрения продемонстрированы на примере
проекта нового грузового тепловоза: "Основная работа над ним шла
с сентября по декабрь 2003 года. Это - крайне сжатый срок, но мы выдержали
его благодаря массовой автоматизации и использованию в проектировании
имеющихся наработок в электронном виде".
Управление главного конструктора по машиностроению (УГКМ) недавно отпраздновало
100-летний юбилей. Изначально оно было создано для проектирования судовых
двигателей. С развитием предприятия производство было переориентировано
на выпуск продукции для локомотивов при сохранении значительной доли судовых
дизелей, двигателей для самосвалов, морских буровых установок и электростанций.
О выборе САПР "КОМПАС" рассказывает главный конструктор по машиностроению
Валерий Александрович Рыжов: "Внедрение мы начали с пилотного проекта
на пяти рабочих местах. Программный продукт понравился нашим конструкторам.
На сегодня это массовая САПР для конструкторского бюро".
Задачи "внутреннего обеспечения" на Коломенском заводе весьма
масштабны. Отдел главного конструктора нестандартизированного оборудования
(ОГК НО) ведет самый широкий спектр работ: проектирование различного оборудования,
строительных конструкций и т.д. C программными продуктами "КОМПАС"
в отделе познакомились несколько позднее, чем в УГКМ и УГКЛ. Несмотря
на то, что задачи отдела достаточно специфичны, "КОМПАС" пришелся
к месту и здесь.
В целом на Коломенском заводе внедрено более 200 автоматизированных рабочих
мест "КОМПАС" и другого программного обеспечения компании АСКОН.
Оценивая ход внедрения информационных технологий проектирования, генеральный
директор завода В.Н. Власов отмечает: "Значительную часть необходимых
нам решений мы получили, работая с ведущим российским разработчиком САПР,
Группой компаний АСКОН."
|
|
Чертеж дизель-генератора, выполненный
в системе "КОМПАС-ГРАФИК"
|
Трехмерная модель переднего корпуса
привода насосов, выполненная в системе "КОМПАС-3D"
|
|