|  
       Вскоре после Великой Отечественной войны советские двигателестроители 
        приступили к активной разработке двухтактных дизелей и газотурбинных двигателей, 
        предназначенных для установки в новые образцы БТТ. Кроме того, продолжалось 
        совершенствование четырехтактного дизеля типа В-2, созданного в довоенное 
        время для танков Т-34 и БТ-7. 
        В пятидесятые годы минувшего века в отечественном танкостроении образовались 
        три направления развития, что, как показала жизнь, привело к созданию 
        трех типов танков с конструктивно различными двигателями (четырехтактным 
        дизелем, двухтактным дизелем и ГТД), но с практически равными боевыми 
        возможностями. Кроме того, для легкобронированной техники (БМП, БМД) был 
        разработан четырехтактный дизель типа УТД. 
        К концу шестидесятых годов стало очевидным, что в двигателестроении начался 
        процесс разунификации. Этому способствовало отсутствие в стране единой 
        системы управления производством двигателей. Для танков и БМП (БМД) дизельные 
        двигатели выпускались четырьмя министерствами, позже к ним присоединилось 
        министерство авиационной промышленности, занимавшееся созданием ГТД. 
        В сложившейся ситуации пример широкого применения семейства дизелей типа 
        В-2 (почти на 70 образцах военной техники) убедительно свидетельствовал 
        о целесообразности разработки нового единого семейства унифицированных 
        двигателей, обладавшего более высоким техническим уровнем по сравнению 
        с В-2. 
        В целях ограничения многотипности двигателей, имеющих близкие по значению 
        характеристики, в 1970 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР "О 
        проведении опытно-конструкторских работ по созданию семейства унифицированных 
        многотопливных поршневых двигателей для перспективных танков и боевых 
        машин пехоты". 
        Основным исполнителем, которому поручалась разработка нового семейства, 
        было определено головное специализированное КБ по дизелям (ГСКБД) Челябинского 
        тракторного завода (ЧТЗ). Заметим, что именно в Челябинске после эвакуации 
        в 1941 г. моторного завода из Харькова до настоящего времени (на ОАО "ЧТЗ") 
        выпускаются четырехтактные двигатели на базе безнаддувного дизеля типа 
        В-2 (первоначальной мощностью 450 л.с.). Сегодня глубоко модернизированные 
        дизели этого семейства выпускаются под маркой В-84 (840 л.с.) с наддувом 
        от приводного центробежного нагнетателя для танков Т-72 и В-92 (1000 л.с.) 
        с газотурбинным наддувом для танков Т-90. 
        В соответствии с указанным постановлением Челябинский завод начал разработку 
        семейства четырехтактных многоцелевых дизелей 2В размерностью 150/160 
        мм с диапазоном мощности 300…1600 л.с. Типоразмерный ряд включал четыре 
        образца: шести- и восьмицилиндровые двигатели с оппозитным (горизонтальным) 
        расположением цилиндров, а также 12- и 16-цилиндровые (четырехблочные) 
        двигатели с Х-образным расположением цилиндров. Последние две модели представляют 
        собой сочетание двух V-образных двигателей, работающих на общий вал. Базовым 
        двигателем семейства являлся 16-цилиндровый образец.  
        Характерными особенностями двигателей семейства 2В являются: компактность 
        и малые габаритные размеры; высокий уровень унификации; полная динамическая 
        уравновешенность; жесткая силовая схема блок-картера; умеренный уровень 
        силовой и тепловой напряженности при высокой удельной мощности; высокая 
        технологичность конструкции. 
        В конструкции двигателей семейства 2В применены прогрессивные технические 
        решения, улучшающие их эксплуатационные качества, в частности: газотурбинный 
        наддув; охлаждение наддувочного воздуха; подогрев воздуха при холодном 
        пуске; многотопливность. 
        Выбор однородных материалов для изготовления ряда важнейших узлов позволил 
        обеспечить пуск двигателя без подогрева картера при низких температурах. 
        Другим важным достоинством двигателей семейства 2В является низкий уровень 
        шума и вибраций. 
        Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР 1970 г. было предусмотрено использование 
        двигателей семейства 2В также и в народном хозяйстве. Заложенные в конструкцию 
        двигателей запасы прочности позволяли это сделать, что способствовало 
        существенному снижению их стоимости при серийном изготовлении. 
        Семейство 2В получило широкую поддержку со стороны специалистов и заинтересованных 
        организаций. Начало его разработки было очень удачным. В соответствии 
        с предъявленными требованиями первые образцы 16-цилиндровых двигателей 
        (2В-16-1) разрабатывались в 1976-1977 гг. в расчете на получение мощности 
        1000 л.с. Однако двигатель такой мощности в то время оказался невостребованным. 
        Затем была задана разработка двигателя мощностью 1200 л.с. (2В-16-2). 
        После проведения в 1985 г. межведомственных испытаний, которые двигатель 
        2В-16-2 успешно выдержал, …он вновь оказался никому не нужен. Утвержденную 
        к серийному производству конструкторскую документацию сдали в архив. 
        Главные причины невостребованности двигателя 2В-16-2 состояли в следующем. 
        Во-первых, этот двигатель рассматривался лишь в качестве резервного варианта 
        для танка Т-80, в то время как в качестве основного был выбран газотурбинный 
        двигателя ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с. С этим двигателем танк Т-80 и 
        был принят на вооружение в 1976 г. В дальнейшем приоритетное внимание 
        уделялось повышению мощности танкового ГТД. Вначале она была повышена 
        до 1100 л.с., а затем и до 1250 л.с. 
        Во-вторых, на протяжении всего периода разработки 2В-16-2 руководство 
        министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, к которому 
        относился ЧТЗ, серьезно не задумывались об организации серийного производства 
        двигателя. Разработчикам двигателя не удалось организовать его выпуск 
        ни в министерстве оборонной промышленности, ни в других министерствах. 
        Сразу же после закрытия работ по двигателю 2В-16-2 военным заказчиком 
        была задана разработка унифицированного моторно-трансмиссионного отделения 
        для танков типа Т-72, Т-64, Т-80 с 12-цилиндровой моделью двигателя 2В-12-2 
        мощностью 1200 л.с. (равной мощности 16-цилиндрового образца). Недостаточная 
        продуманность такого решения вскоре стала очевидной. Двигатель не нашел 
        места даже в танке Т-72 при его модернизации, хотя применительно к нему 
        собственно и создавался (не говоря уже о силовой установке танков Т-64 
        и Т-80). Повторилась история, произошедшая с 16-цилиндровой моделью. Практически 
        готовый 12-цилиндровый Х-образный дизель мощностью 1200 л.с., как и предшествующие 
        модификации, оказался невостребованным. В качестве важнейшей причины этого 
        выдвигались экономические соображения: стоимость модернизации Т-72 с заменой 
        МТО оказалась столь велика, что более целесообразной сочли разработку 
        совершенно нового танка. Однако двигатель мощностью 1200 л.с. для него 
        был уже слишком слаб. 
        В этой связи произошла очередная смена ориентира в разработке двигателей 
        семейства 2В с Х-образной схемой расположения цилиндров. Требования в 
        отношении мощности повысились до 1500 л.с. и даже более. Естественно, 
        это потребовало радикального изменения конструкции двигателя и решения 
        целого ряда новых проблем. Разработка двигателей большой мощности семейства 
        2В продолжается. Вполне очевиден ее перманентный характер. 
        Несколько лучше сложилось положение с замыкающим семейство 2В 6-цилиндровым 
        образцом. Двигатель 2В-06-2 (460 л.с.), как и двигатель 2В-16-2, в 1985 
        г. прошел межведомственные испытания. Применительно к этому двигателю 
        были разработаны единые требования ЕТ-81. 2В-06-2 предназначался в качестве 
        основного (единого) двигателя для бронированных машин легкой категории 
        по массе (БМП, БМД и др.). 
        Однако эту роль ему сыграть не удалось. Из-за отсутствия налаженного серийного 
        производства конструкторы не решились установить его в разрабатываемую 
        боевую машину пехоты БМП-3. Эта боевая машина оснащена безнаддувным 10-цилиндровым 
        дизелем УТД-29 (500 л.с.), который разрабатывался Барнаульским заводом 
        транспортного машиностроения (ныне ОАО "Барнаултрансмаш") параллельно 
        с двигателем 2В-06-2 в качестве резервного для машин легкой категории 
        по массе. В отличие от ЧТЗ Барнаульский завод не только разработал двигатель, 
        но и подготовил на своих площадях его серийное производство. Дизель УТД-29 
        оказался востребованным для БМП-3, которая в 1987 г. была принята на вооружение. 
        Двигатель 2В-06-2 нашел ограниченное применение в боевой машине десанта 
        БМД-3, которая была принята на вооружение в 1990 г. Форсированная модель 
        6-цилиндрового образца семейства 2В - двигатель 2В-06-2С мощностью 510 
        л.с. установлен в колесный бронетранспортер "Росток". Таким 
        образом, в настоящее время на отечественных бронированных машинах легкой 
        категории по массе не удалось реализовать идею применения единого двигателя. 
        Дизели семейства УТД продолжают использоваться и развиваться для боевых 
        машинах пехоты, а двигатели семейства 2В - для боевых машин десанта и 
        бронетранспортеров. 
        Еще один образец семейства 2В - 8-цилиндровый двигатель 2В-08 до настоящего 
        времени не был востребован. Предпринимались робкие попытки использования 
        его на тракторах и комбайнах. 
        Таким образом, семейство дизельных двигателей 2В, стартовавшее в 1970 
        г., в настоящее время реализует только четвертую часть своих возможностей 
        (6-цилиндровый вариант). В постоянной вялотекущей разработке находится 
        Х-образная модификация, к которой периодически предъявляются измененные 
        требования. Однако закрывать эту разработку нецелесообразно, поскольку 
        реальной альтернативы ей пока не видно. Напротив, необходимо изыскивать 
        возможности для ускорения работ, связанных с двигателями семейства 2В. 
        По своим техническим характеристикам и возможностям они вполне отвечают 
        требованиям к двигателям двойного назначения. Слово за инвесторами. 
       |