Вскоре после Великой Отечественной войны советские двигателестроители
приступили к активной разработке двухтактных дизелей и газотурбинных двигателей,
предназначенных для установки в новые образцы БТТ. Кроме того, продолжалось
совершенствование четырехтактного дизеля типа В-2, созданного в довоенное
время для танков Т-34 и БТ-7.
В пятидесятые годы минувшего века в отечественном танкостроении образовались
три направления развития, что, как показала жизнь, привело к созданию
трех типов танков с конструктивно различными двигателями (четырехтактным
дизелем, двухтактным дизелем и ГТД), но с практически равными боевыми
возможностями. Кроме того, для легкобронированной техники (БМП, БМД) был
разработан четырехтактный дизель типа УТД.
К концу шестидесятых годов стало очевидным, что в двигателестроении начался
процесс разунификации. Этому способствовало отсутствие в стране единой
системы управления производством двигателей. Для танков и БМП (БМД) дизельные
двигатели выпускались четырьмя министерствами, позже к ним присоединилось
министерство авиационной промышленности, занимавшееся созданием ГТД.
В сложившейся ситуации пример широкого применения семейства дизелей типа
В-2 (почти на 70 образцах военной техники) убедительно свидетельствовал
о целесообразности разработки нового единого семейства унифицированных
двигателей, обладавшего более высоким техническим уровнем по сравнению
с В-2.
В целях ограничения многотипности двигателей, имеющих близкие по значению
характеристики, в 1970 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР "О
проведении опытно-конструкторских работ по созданию семейства унифицированных
многотопливных поршневых двигателей для перспективных танков и боевых
машин пехоты".
Основным исполнителем, которому поручалась разработка нового семейства,
было определено головное специализированное КБ по дизелям (ГСКБД) Челябинского
тракторного завода (ЧТЗ). Заметим, что именно в Челябинске после эвакуации
в 1941 г. моторного завода из Харькова до настоящего времени (на ОАО "ЧТЗ")
выпускаются четырехтактные двигатели на базе безнаддувного дизеля типа
В-2 (первоначальной мощностью 450 л.с.). Сегодня глубоко модернизированные
дизели этого семейства выпускаются под маркой В-84 (840 л.с.) с наддувом
от приводного центробежного нагнетателя для танков Т-72 и В-92 (1000 л.с.)
с газотурбинным наддувом для танков Т-90.
В соответствии с указанным постановлением Челябинский завод начал разработку
семейства четырехтактных многоцелевых дизелей 2В размерностью 150/160
мм с диапазоном мощности 300…1600 л.с. Типоразмерный ряд включал четыре
образца: шести- и восьмицилиндровые двигатели с оппозитным (горизонтальным)
расположением цилиндров, а также 12- и 16-цилиндровые (четырехблочные)
двигатели с Х-образным расположением цилиндров. Последние две модели представляют
собой сочетание двух V-образных двигателей, работающих на общий вал. Базовым
двигателем семейства являлся 16-цилиндровый образец.
Характерными особенностями двигателей семейства 2В являются: компактность
и малые габаритные размеры; высокий уровень унификации; полная динамическая
уравновешенность; жесткая силовая схема блок-картера; умеренный уровень
силовой и тепловой напряженности при высокой удельной мощности; высокая
технологичность конструкции.
В конструкции двигателей семейства 2В применены прогрессивные технические
решения, улучшающие их эксплуатационные качества, в частности: газотурбинный
наддув; охлаждение наддувочного воздуха; подогрев воздуха при холодном
пуске; многотопливность.
Выбор однородных материалов для изготовления ряда важнейших узлов позволил
обеспечить пуск двигателя без подогрева картера при низких температурах.
Другим важным достоинством двигателей семейства 2В является низкий уровень
шума и вибраций.
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР 1970 г. было предусмотрено использование
двигателей семейства 2В также и в народном хозяйстве. Заложенные в конструкцию
двигателей запасы прочности позволяли это сделать, что способствовало
существенному снижению их стоимости при серийном изготовлении.
Семейство 2В получило широкую поддержку со стороны специалистов и заинтересованных
организаций. Начало его разработки было очень удачным. В соответствии
с предъявленными требованиями первые образцы 16-цилиндровых двигателей
(2В-16-1) разрабатывались в 1976-1977 гг. в расчете на получение мощности
1000 л.с. Однако двигатель такой мощности в то время оказался невостребованным.
Затем была задана разработка двигателя мощностью 1200 л.с. (2В-16-2).
После проведения в 1985 г. межведомственных испытаний, которые двигатель
2В-16-2 успешно выдержал, …он вновь оказался никому не нужен. Утвержденную
к серийному производству конструкторскую документацию сдали в архив.
Главные причины невостребованности двигателя 2В-16-2 состояли в следующем.
Во-первых, этот двигатель рассматривался лишь в качестве резервного варианта
для танка Т-80, в то время как в качестве основного был выбран газотурбинный
двигателя ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с. С этим двигателем танк Т-80 и
был принят на вооружение в 1976 г. В дальнейшем приоритетное внимание
уделялось повышению мощности танкового ГТД. Вначале она была повышена
до 1100 л.с., а затем и до 1250 л.с.
Во-вторых, на протяжении всего периода разработки 2В-16-2 руководство
министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, к которому
относился ЧТЗ, серьезно не задумывались об организации серийного производства
двигателя. Разработчикам двигателя не удалось организовать его выпуск
ни в министерстве оборонной промышленности, ни в других министерствах.
Сразу же после закрытия работ по двигателю 2В-16-2 военным заказчиком
была задана разработка унифицированного моторно-трансмиссионного отделения
для танков типа Т-72, Т-64, Т-80 с 12-цилиндровой моделью двигателя 2В-12-2
мощностью 1200 л.с. (равной мощности 16-цилиндрового образца). Недостаточная
продуманность такого решения вскоре стала очевидной. Двигатель не нашел
места даже в танке Т-72 при его модернизации, хотя применительно к нему
собственно и создавался (не говоря уже о силовой установке танков Т-64
и Т-80). Повторилась история, произошедшая с 16-цилиндровой моделью. Практически
готовый 12-цилиндровый Х-образный дизель мощностью 1200 л.с., как и предшествующие
модификации, оказался невостребованным. В качестве важнейшей причины этого
выдвигались экономические соображения: стоимость модернизации Т-72 с заменой
МТО оказалась столь велика, что более целесообразной сочли разработку
совершенно нового танка. Однако двигатель мощностью 1200 л.с. для него
был уже слишком слаб.
В этой связи произошла очередная смена ориентира в разработке двигателей
семейства 2В с Х-образной схемой расположения цилиндров. Требования в
отношении мощности повысились до 1500 л.с. и даже более. Естественно,
это потребовало радикального изменения конструкции двигателя и решения
целого ряда новых проблем. Разработка двигателей большой мощности семейства
2В продолжается. Вполне очевиден ее перманентный характер.
Несколько лучше сложилось положение с замыкающим семейство 2В 6-цилиндровым
образцом. Двигатель 2В-06-2 (460 л.с.), как и двигатель 2В-16-2, в 1985
г. прошел межведомственные испытания. Применительно к этому двигателю
были разработаны единые требования ЕТ-81. 2В-06-2 предназначался в качестве
основного (единого) двигателя для бронированных машин легкой категории
по массе (БМП, БМД и др.).
Однако эту роль ему сыграть не удалось. Из-за отсутствия налаженного серийного
производства конструкторы не решились установить его в разрабатываемую
боевую машину пехоты БМП-3. Эта боевая машина оснащена безнаддувным 10-цилиндровым
дизелем УТД-29 (500 л.с.), который разрабатывался Барнаульским заводом
транспортного машиностроения (ныне ОАО "Барнаултрансмаш") параллельно
с двигателем 2В-06-2 в качестве резервного для машин легкой категории
по массе. В отличие от ЧТЗ Барнаульский завод не только разработал двигатель,
но и подготовил на своих площадях его серийное производство. Дизель УТД-29
оказался востребованным для БМП-3, которая в 1987 г. была принята на вооружение.
Двигатель 2В-06-2 нашел ограниченное применение в боевой машине десанта
БМД-3, которая была принята на вооружение в 1990 г. Форсированная модель
6-цилиндрового образца семейства 2В - двигатель 2В-06-2С мощностью 510
л.с. установлен в колесный бронетранспортер "Росток". Таким
образом, в настоящее время на отечественных бронированных машинах легкой
категории по массе не удалось реализовать идею применения единого двигателя.
Дизели семейства УТД продолжают использоваться и развиваться для боевых
машинах пехоты, а двигатели семейства 2В - для боевых машин десанта и
бронетранспортеров.
Еще один образец семейства 2В - 8-цилиндровый двигатель 2В-08 до настоящего
времени не был востребован. Предпринимались робкие попытки использования
его на тракторах и комбайнах.
Таким образом, семейство дизельных двигателей 2В, стартовавшее в 1970
г., в настоящее время реализует только четвертую часть своих возможностей
(6-цилиндровый вариант). В постоянной вялотекущей разработке находится
Х-образная модификация, к которой периодически предъявляются измененные
требования. Однако закрывать эту разработку нецелесообразно, поскольку
реальной альтернативы ей пока не видно. Напротив, необходимо изыскивать
возможности для ускорения работ, связанных с двигателями семейства 2В.
По своим техническим характеристикам и возможностям они вполне отвечают
требованиям к двигателям двойного назначения. Слово за инвесторами.
|