Разработка

ДОЛГИЙ ПУТЬ СОЗДАНИЯ СЕМЕЙСТВА ТАНКОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ ТИПА 2В

Вскоре после Великой Отечественной войны советские двигателестроители приступили к активной разработке двухтактных дизелей и газотурбинных двигателей, предназначенных для установки в новые образцы БТТ. Кроме того, продолжалось совершенствование четырехтактного дизеля типа В-2, созданного в довоенное время для танков Т-34 и БТ-7.
В пятидесятые годы минувшего века в отечественном танкостроении образовались три направления развития, что, как показала жизнь, привело к созданию трех типов танков с конструктивно различными двигателями (четырехтактным дизелем, двухтактным дизелем и ГТД), но с практически равными боевыми возможностями. Кроме того, для легкобронированной техники (БМП, БМД) был разработан четырехтактный дизель типа УТД.
К концу шестидесятых годов стало очевидным, что в двигателестроении начался процесс разунификации. Этому способствовало отсутствие в стране единой системы управления производством двигателей. Для танков и БМП (БМД) дизельные двигатели выпускались четырьмя министерствами, позже к ним присоединилось министерство авиационной промышленности, занимавшееся созданием ГТД.
В сложившейся ситуации пример широкого применения семейства дизелей типа В-2 (почти на 70 образцах военной техники) убедительно свидетельствовал о целесообразности разработки нового единого семейства унифицированных двигателей, обладавшего более высоким техническим уровнем по сравнению с В-2.
В целях ограничения многотипности двигателей, имеющих близкие по значению характеристики, в 1970 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР "О проведении опытно-конструкторских работ по созданию семейства унифицированных многотопливных поршневых двигателей для перспективных танков и боевых машин пехоты".
Основным исполнителем, которому поручалась разработка нового семейства, было определено головное специализированное КБ по дизелям (ГСКБД) Челябинского тракторного завода (ЧТЗ). Заметим, что именно в Челябинске после эвакуации в 1941 г. моторного завода из Харькова до настоящего времени (на ОАО "ЧТЗ") выпускаются четырехтактные двигатели на базе безнаддувного дизеля типа В-2 (первоначальной мощностью 450 л.с.). Сегодня глубоко модернизированные дизели этого семейства выпускаются под маркой В-84 (840 л.с.) с наддувом от приводного центробежного нагнетателя для танков Т-72 и В-92 (1000 л.с.) с газотурбинным наддувом для танков Т-90.
В соответствии с указанным постановлением Челябинский завод начал разработку семейства четырехтактных многоцелевых дизелей 2В размерностью 150/160 мм с диапазоном мощности 300…1600 л.с. Типоразмерный ряд включал четыре образца: шести- и восьмицилиндровые двигатели с оппозитным (горизонтальным) расположением цилиндров, а также 12- и 16-цилиндровые (четырехблочные) двигатели с Х-образным расположением цилиндров. Последние две модели представляют собой сочетание двух V-образных двигателей, работающих на общий вал. Базовым двигателем семейства являлся 16-цилиндровый образец.
Характерными особенностями двигателей семейства 2В являются: компактность и малые габаритные размеры; высокий уровень унификации; полная динамическая уравновешенность; жесткая силовая схема блок-картера; умеренный уровень силовой и тепловой напряженности при высокой удельной мощности; высокая технологичность конструкции.
В конструкции двигателей семейства 2В применены прогрессивные технические решения, улучшающие их эксплуатационные качества, в частности: газотурбинный наддув; охлаждение наддувочного воздуха; подогрев воздуха при холодном пуске; многотопливность.
Выбор однородных материалов для изготовления ряда важнейших узлов позволил обеспечить пуск двигателя без подогрева картера при низких температурах. Другим важным достоинством двигателей семейства 2В является низкий уровень шума и вибраций.
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР 1970 г. было предусмотрено использование двигателей семейства 2В также и в народном хозяйстве. Заложенные в конструкцию двигателей запасы прочности позволяли это сделать, что способствовало существенному снижению их стоимости при серийном изготовлении.
Семейство 2В получило широкую поддержку со стороны специалистов и заинтересованных организаций. Начало его разработки было очень удачным. В соответствии с предъявленными требованиями первые образцы 16-цилиндровых двигателей (2В-16-1) разрабатывались в 1976-1977 гг. в расчете на получение мощности 1000 л.с. Однако двигатель такой мощности в то время оказался невостребованным. Затем была задана разработка двигателя мощностью 1200 л.с. (2В-16-2). После проведения в 1985 г. межведомственных испытаний, которые двигатель 2В-16-2 успешно выдержал, …он вновь оказался никому не нужен. Утвержденную к серийному производству конструкторскую документацию сдали в архив.
Главные причины невостребованности двигателя 2В-16-2 состояли в следующем. Во-первых, этот двигатель рассматривался лишь в качестве резервного варианта для танка Т-80, в то время как в качестве основного был выбран газотурбинный двигателя ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с. С этим двигателем танк Т-80 и был принят на вооружение в 1976 г. В дальнейшем приоритетное внимание уделялось повышению мощности танкового ГТД. Вначале она была повышена до 1100 л.с., а затем и до 1250 л.с.
Во-вторых, на протяжении всего периода разработки 2В-16-2 руководство министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, к которому относился ЧТЗ, серьезно не задумывались об организации серийного производства двигателя. Разработчикам двигателя не удалось организовать его выпуск ни в министерстве оборонной промышленности, ни в других министерствах.
Сразу же после закрытия работ по двигателю 2В-16-2 военным заказчиком была задана разработка унифицированного моторно-трансмиссионного отделения для танков типа Т-72, Т-64, Т-80 с 12-цилиндровой моделью двигателя 2В-12-2 мощностью 1200 л.с. (равной мощности 16-цилиндрового образца). Недостаточная продуманность такого решения вскоре стала очевидной. Двигатель не нашел места даже в танке Т-72 при его модернизации, хотя применительно к нему собственно и создавался (не говоря уже о силовой установке танков Т-64 и Т-80). Повторилась история, произошедшая с 16-цилиндровой моделью. Практически готовый 12-цилиндровый Х-образный дизель мощностью 1200 л.с., как и предшествующие модификации, оказался невостребованным. В качестве важнейшей причины этого выдвигались экономические соображения: стоимость модернизации Т-72 с заменой МТО оказалась столь велика, что более целесообразной сочли разработку совершенно нового танка. Однако двигатель мощностью 1200 л.с. для него был уже слишком слаб.
В этой связи произошла очередная смена ориентира в разработке двигателей семейства 2В с Х-образной схемой расположения цилиндров. Требования в отношении мощности повысились до 1500 л.с. и даже более. Естественно, это потребовало радикального изменения конструкции двигателя и решения целого ряда новых проблем. Разработка двигателей большой мощности семейства 2В продолжается. Вполне очевиден ее перманентный характер.
Несколько лучше сложилось положение с замыкающим семейство 2В 6-цилиндровым образцом. Двигатель 2В-06-2 (460 л.с.), как и двигатель 2В-16-2, в 1985 г. прошел межведомственные испытания. Применительно к этому двигателю были разработаны единые требования ЕТ-81. 2В-06-2 предназначался в качестве основного (единого) двигателя для бронированных машин легкой категории по массе (БМП, БМД и др.).
Однако эту роль ему сыграть не удалось. Из-за отсутствия налаженного серийного производства конструкторы не решились установить его в разрабатываемую боевую машину пехоты БМП-3. Эта боевая машина оснащена безнаддувным 10-цилиндровым дизелем УТД-29 (500 л.с.), который разрабатывался Барнаульским заводом транспортного машиностроения (ныне ОАО "Барнаултрансмаш") параллельно с двигателем 2В-06-2 в качестве резервного для машин легкой категории по массе. В отличие от ЧТЗ Барнаульский завод не только разработал двигатель, но и подготовил на своих площадях его серийное производство. Дизель УТД-29 оказался востребованным для БМП-3, которая в 1987 г. была принята на вооружение.
Двигатель 2В-06-2 нашел ограниченное применение в боевой машине десанта БМД-3, которая была принята на вооружение в 1990 г. Форсированная модель 6-цилиндрового образца семейства 2В - двигатель 2В-06-2С мощностью 510 л.с. установлен в колесный бронетранспортер "Росток". Таким образом, в настоящее время на отечественных бронированных машинах легкой категории по массе не удалось реализовать идею применения единого двигателя. Дизели семейства УТД продолжают использоваться и развиваться для боевых машинах пехоты, а двигатели семейства 2В - для боевых машин десанта и бронетранспортеров.
Еще один образец семейства 2В - 8-цилиндровый двигатель 2В-08 до настоящего времени не был востребован. Предпринимались робкие попытки использования его на тракторах и комбайнах.
Таким образом, семейство дизельных двигателей 2В, стартовавшее в 1970 г., в настоящее время реализует только четвертую часть своих возможностей (6-цилиндровый вариант). В постоянной вялотекущей разработке находится Х-образная модификация, к которой периодически предъявляются измененные требования. Однако закрывать эту разработку нецелесообразно, поскольку реальной альтернативы ей пока не видно. Напротив, необходимо изыскивать возможности для ускорения работ, связанных с двигателями семейства 2В. По своим техническим характеристикам и возможностям они вполне отвечают требованиям к двигателям двойного назначения. Слово за инвесторами.