Юбилей

ПУТЬ КОНСТРУКТОРА - ЭТО И ТАЛАНТ, И ДУША - ВСЕ АВИАЦИИ!

18 марта 2004 года генеральному конструктору государственного предприятия "Запорожское машиностроительное конструкторское бюро "Прогресс" имени академика А.Г. Ивченко" ("Ивченко-Прогресс") Федору Михайловичу Муравченко исполняется 75 лет!
Имя Федора Михайловича Муравченко стоит в одном ряду со знаменитыми людьми, чья жизнь неразрывно связана с авиацией. Его 75-летие совпало с 50-летием трудовой деятельности на известном всему миру предприятии "Ивченко-Прогресс".
Родился Федор Михайлович 18 марта 1929 года в селе Запорожье - Грудовато, Синельниковского района Днепропетровской области. Он был восьмым сыном из девяти детей Варвары Мироновны и Михаила Ефимовича. Но голод и болезни унесли жизни семерых детей, и в живых остались только младший Федор и старший Иван. Семья Муравченко сполна познала и сталинскую коллективизацию, и гитлеровскую оккупацию, и годы послевоенной разрухи. В такой атмосфере ковался характер будущего генерального конструктора.
Трудовую карьеру Федор Муравченко начал в сельской кузне. Молодому кузнецу в конце войны было неполных 15 лет. Первое знакомство с авиацией у Федора Михайловича началось с учебы в Днепропетровской спецшколе ВВС в послевоенные годы. Это приобщение определило жизненный путь Федора Михайловича, и он поступил учиться в Харьковский авиационный институт.
Окончив с отличием ХАИ в 1954 году, Федор Муравченко был направлен в Запорожское ОКБ.
По прибытию на предприятие он со свойственной ему энергией и целеустремленностью включился в разработку газотурбинного двигателя АИ-20 и сделал многое для победы этого двигателя в конкурентной борьбе.
В 1959 году Муравченко был назначен начальником конструкторской бригады по запуску двигателей. Он в то время предугадал перспективность воздушной системы запуска газотурбинного двигателя (ГТД), и под его руководством впервые в СССР разрабатывается воздушная система запуска газотурбинного двигателя взамен сложной и громоздкой электрической. То, над чем работала бригада, для ОКБ было абсолютно незнакомым делом. Впоследствии новая система запуска ГТД нашла широкое применение на летательных аппаратах транспортной и пассажирской авиации, где и сегодня используется для запуска практически всех ГТД большой и средней мощности.
Профессионализм, работоспособность и талант - вот те черты, которые проявились у Муравченко и тогда, когда он возглавил конструкторскую бригаду камер сгорания. Он умел глубоко вникать и анализировать работу элементов конструкции, находить оптимальные и оригинальные решения при разработке новой техники, что позволило заметно поднять технический уровень камер сгорания и впервые в мировой практике двигателестроения достичь еще в 1965 году ресурса 4000 часов. Федор Михайлович одним из первых понял преимущества применения кольцевых камер сгорания. Им была создана школа проектирования малоэмиссионных камер сгорания, благодаря которой все двигатели, разработанные на предприятии после 1965 года, удовлетворяют жестким мировым экологическим стандартам. Федор Михайлович является автором нескольких десятков изобретений, связанных с конструкцией камер сгорания.
Работая в каждой должности, Федор Михайлович оставлял свой особый след в разработке двигателей. При этом повышение по службе он получал, как правило, с переводом на более трудные участки, где требовалось решение срочных задач. Поэтому ему - уже ведущему конструктору - в 1965 году поручили руководить работами, связанными с наземным применением авиационных газотурбинных двигателей. При его непосредственном участии по заказам Министерства нефтяной и газовой промышленности на базе авиационного турбовинтового АИ-24 были разработаны двигатели для привода ряда буровых установок и приводы устройств, предназначенных для интенсификации добычи нефти. С их помощью разведаны основные месторождения газа и нефти в Сибири. Проведен большой комплекс опытно-конструкторских работ, направленных на перевод питания газотурбинных двигателей на дизельное топливо и на природный газ, создание специализированных ГТП для промышленности, таких, как парогазогенератор ГИГ-4, водогрейная установка и т.п.
С 1966 года по 1968 год под его руководством были разработаны газотурбинные приводы АИ-20С и АИ-23С-1 для судов на подводных крыльях "Буревестник", на воздушной подушке "Сормович" и газотурбохода "Тайфун". Эти суда успешно эксплуатировались на линиях речного и морского пароходств.
На базе турбовинтового АИ-20 были разработаны приводы, которые устанавливались также на экранопланы "СМ-6", "Метеор-2" и на электростанции АИ-24ПГТЭ.
В 1967 году приказом МАП СССР Муравченко назначается заместителем главного конструктора по экспериментальным работам. Федор Михайлович принял активное участие в разработке первого в СССР турбореактивного двигателя с большой степенью двухконтурности Д-36. Эта трудная для самолетостроителей задача была решена методом оптимизации основных параметров двигателя - топливной экономичности, веса, производственной и эксплуатационной технологичности, надежности и ресурса. В настоящее время "на крыле" находятся более 1000 двигателей Д-36 различных модификаций, которые успешно эксплуатируются на пассажирских и транспортных самолетах Як и Ан, а их суммарная наработка составляет более 8 миллионов часов.
В начале 70-х годов минувшего века Федор Михайлович выдвинул идею создания вертолетного газотурбинного Д-136 на базе двухкаскадного газогенератора двигателя Д-36. Эта идея была воплощена в жизнь. В 1979 году создан самый мощный и экономичный в мире двигатель для вертолета Ми-26.
В это же время при непосредственном участии Федора Михайловича Муравченко проводился комплекс проектных и экспериментально-исследовательских работ, направленных на создание турбореактивных двигателей типа АИ-25, Д-18, которые эксплуатируются на самолетах Як-40, Ан-124 "Руслан", Ан-225 "Мрия", а также усовершенствовались и создавались модификации турбовинтовых двигателей типа АИ для самолетов Ан, Бе, Ил и т.д. Непрерывно велась разработка вспомогательных газотурбинных двигателей для запуска маршевых двигателей на самолетах и вертолетах.
В 1983 году Муравченко назначается главным конструктором, первым заместителем руководителя ЗМКБ "Прогресс". И снова с огромной энергией и целеустремленностью Федор Михайлович берется за выполнение поставленных задач. В этот период создаются модификации двигателя АИ-20, турбореактивный двигатель Д-436К, первый в мире турбовинтоветиляторный двигатель Д-27 для Ан-70.
За трудовую деятельность в области авиационной техники в 1984 году создатели крупнейшего в мире вертолета Ми-26, в числе которых Федор Муравченко, получили Государственную премию СССР.
В 1989 году Федор Михайлович Муравченко назначается генеральным конструктором ЗМКБ "Прогресс".
Это было время конца эпохи могущества военно-промышленного комплекса. Вместо прежней стабильности финансирования и гарантии заказов генеральный конструктор получил разорванные нити связей десятилетиями складывавшихся научных, производственных и хозяйственных коопераций, почти полное прекращение государственных заказов и, следовательно, неизбежное сокращение работ.
Едва ли не самой главной заботой нового руководителя предприятия, при прежней занятости техническими задачами, теперь становится жизнеобеспечение предприятия в буквальном смысле слова. Вот здесь и сказываются приобретенная большим опытом широта конструкторского кругозора, хорошее знание потребностей народного хозяйства и умение вписываться в новые условия жизни.
И он с этой труднейшей задачей справился.
В этот сложнейший период, несмотря на трудности, Федор Михайлович ведет активную борьбу за создание новой техники. Уже в апреле 1990 года проводится первый запуск уникального двигателя Д-27, а в декабре 1994 года - первый полет Ан-70.
За трудовую деятельность в области науки и техники и за большой вклад в создание двигателя Д-18Т для самолета Ан-124 "Руслан" в 1994 году Федор Михайлович Муравченко награжден Государственной премией Украины.
Сегодня под его руководством и при непосредственном участии продолжают создаваться новые двигатели: семейство турбореактивных двигателей Д-436 для самолетов Ту-334, Бе-200, Ан-148; турбовинтовой двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1 для регионального самолета Ан-140, турбореактивный двигатель АИ-22 для самолета Ту-324, семейство турбореактивных двигателей АИ-222 для учебных и боевых самолетов типа Як-130, турбовальный двигатель АИ-450 для легких вертолетов типа Ка, "Ансат" и др., турбовинтовой двигатель АИ-450 ТП для легких самолетов типа Бе-103, Як-152, беспилотных летательных аппаратов.
Огромное внимание генеральный конструктор уделяет развитию наземного направления применения авиационных двигателей. В настоящее время ведутся работы по 17 темам создания газотурбинных приводов для нужд промышленности и транспорта в диапазоне мощностей от 0,5 до 25 МВт. Приоритетные направления - это газотурбинные приводы для передвижных электростанций, когенерационных установок АИ-2500, для блочно-модульных электростанций АИ-336Э, для электрогенераторов МСТ-198; газотурбинные приводы для газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций и газлифтных установок семейства. И этот перечень работ можно продолжать и продолжать.
Пройдя путь от студента ХАИ до генерального конструктора, Федор Муравченко лично участвовал в создании 33 типов и модификаций маршевых и вспомогательных ГТД, в создании 17 типов и модификаций приводов наземного применения. Федор Михайлович - соавтор национальной программы "Развитие авиационной промышленности Украины", автор более 110 научных работ и 27 авторских свидетельств и патентов.
Сегодня предприятие "Ивченко-Прогресс" возглавляет Генеральный конструктор, член-корреспондент Национальной академии наук Украины, доктор технических наук, профессор, академик Инженерной академии Украины, действительный член Международной инженерной академии, член-корреспондент Академии технологических наук Российской Федерации, Герой Украины, лауреат Государственных премий СССР и Украины, кавалер многих орденов и медалей Федор Михайлович Муравченко.

Приезд президента Украины Л.Кучмы
У самолёта Ан-70 с генеральным конструктором П.Балабуевым