Производство

МЫ РАБОТАЕМ ДЛЯ РОССИИ

В середине сентября прошла очередная встреча журналистов с академиком РАН, генеральным директором - генеральным конструктором НПО "Энергомаш" Борисом Ивановичем Каторгиным.
В самом начале встречи был задан вопрос о судьбе акций объединения. По словам Б. Каторгина, процесс акционирования, оказывается, не был завершен и акции не выпускались, следовательно их нет ни у кого в объединении (в том числе и у руководства). Разговор на эту тему быстро угас, и вопросы стали задаваться о двигателях, создаваемых на предприятии, и специалистах, там работающих.
Не секрет, что НПО "Энергомаш" поставляет мощные жидкостные ракетные двигатели РД-171 для ракеты-носителя "Зенит" и РД-180 для американских ракет Atlas. На данный момент в Америку отправлено 16 двигателей, шесть из которых успешно отработали и позволили вывести на орбиту полезную нагрузку, причем сравнительно недавно, 17 июля, состоялся старт новой американской РН Atlas V. Еще шесть двигателей готовы к отправке. Всего по контракту предусмотрена поставка 50 двигателей, так что есть работа еще на несколько лет.
Ведущиеся сейчас переговоры о продаже Америке лицензии на производство ЖРД РД-180 вызывают тревогу у некоторых специалистов за обеспечение безопасности России. Основной (и далеко не единственный) аргумент сторонников продажи лицензии заключается в том, что на освоение производства ЖРД в США уйдут годы, а за полученные сейчас деньги конструкторы Энергомаша создадут новый, еще более совершенный двигатель. И вообще, пора понять, что безопасность страны обеспечивается, прежде всего, устойчивостью собственной экономики.
Кстати, после того как двигатель спроектирован, отработан и передан в серию, конструкторы и испытатели либо "отдыхают", либо начинают трудиться над новыми проектами. Первое очень опасно для сохранения творческого потенциала. Поэтому руководство НПО "Энергомаш" выбрало второй путь, и организовало работы сразу по нескольким направлениям.
Во-первых, продолжаются испытания и доводка однокамерного двигателя РД-191. Изготовлено три двигателя и проведено десять испытаний (причем успешно с первого раза). Работа идет в соответствии с контрактом с ГКНПЦ им. М.В. Хруничева для установки РД-191 на новую ракету-носитель "Ангара". Сроки завершения работ по этому носителю постоянно сдвигаются "вправо", причиной чему в первую очередь является крайне незначительное государственное финансирование. Практически в течение двух лет двигатель создается за счет собственных средств, но, несмотря на это, Б. Каторгин заверил, что двигатель будет доведен и "возможно даже будет подарен государству".
Во-вторых, ведется проектирование двигателя, способного работать на трехкомпонентном топливе. Ранее был разработан аналогичный двигатель для авиационно-космической системы "МАКС", и был осуществлен поиск оптимальной схемы смесеобразования, проведена серия испытаний. Сейчас на экспериментальном образце проверяются новые идеи. Темпы работ по данному двигателю не столь велики, как хотелось бы, опять же из-за отсутствия финансирования.
В-третьих, разрабатывается разгонный блок РД-161 тягой 2 тс. Особенностью данного двигателя является то, что он будет работать на всех видах топлива, в том числе и синтетических.
Новые двигатели НПО "Энергомаш" создает не только самостоятельно, но и в содружестве с зарубежными компаниями. Для французских двигателестроителей выполнялись работы по отдельным элементам ЖРД и агрегатам автоматики. Сейчас совместно с КБХА, Центром Келдыша и французской фирмой SNECMA реализуется проект "Волга", предусматривающий проведение поисковых работ, связанных с определением облика двигателя, топливом для которого являются природный газ и кислород. Этот двигатель будет служить в течение 30-50 лет. С другой французской фирмой создается двигатель многократного использования.
Энергомаш открыл для себя и новую область приложения сил: совместно с нефтяниками осуществляются проекты, нацеленные на увеличение отдачи пластов и облегчение транспортирования нефти по трубопроводам.
И все же Космос - это самое главное. Работать в нем без двигателя невозможно, и приходится, прежде всего, совершенствовать сам двигатель. Раньше это делалось путем проб и ошибок. Произошла авария, сгорел двигатель, получили выговор, построили новый и пошли дальше, пока цель не будет достигнута. Теперь денег нет даже на безаварийную работу. Новые возможности появились благодаря использованию математического моделирования. Причем достигнута очень высокая степень сходимости расчетных данных с практическими результатами. Хотелось бы моделировать на компьютере работу двигателя “в целом”, но из-за наличия отдельных нюансов сделать это совсем не просто. Как непросто создавать самые совершенные двигатели в условиях, когда не хватает квалифицированных рабочих, происходят перебои с поставками необходимых металлов, и даже необходимого качества керосин для проведения испытаний приходится… привозить из-за границы! Но все же работа продолжается. Есть даже программа по созданию космических лазеров мощностью порядка 2 МВт. Есть и другие задумки.