В середине сентября прошла очередная встреча журналистов с академиком
РАН, генеральным директором - генеральным конструктором НПО "Энергомаш"
Борисом Ивановичем Каторгиным.
В самом начале встречи был задан вопрос о судьбе акций объединения. По
словам Б. Каторгина, процесс акционирования, оказывается, не был завершен
и акции не выпускались, следовательно их нет ни у кого в объединении (в
том числе и у руководства). Разговор на эту тему быстро угас, и вопросы
стали задаваться о двигателях, создаваемых на предприятии, и специалистах,
там работающих.
Не секрет, что НПО "Энергомаш" поставляет мощные жидкостные
ракетные двигатели РД-171 для ракеты-носителя "Зенит" и РД-180
для американских ракет Atlas. На данный момент в Америку отправлено 16
двигателей, шесть из которых успешно отработали и позволили вывести на
орбиту полезную нагрузку, причем сравнительно недавно, 17 июля, состоялся
старт новой американской РН Atlas V. Еще шесть двигателей готовы к отправке.
Всего по контракту предусмотрена поставка 50 двигателей, так что есть
работа еще на несколько лет.
Ведущиеся сейчас переговоры о продаже Америке лицензии на производство
ЖРД РД-180 вызывают тревогу у некоторых специалистов за обеспечение безопасности
России. Основной (и далеко не единственный) аргумент сторонников продажи
лицензии заключается в том, что на освоение производства ЖРД в США уйдут
годы, а за полученные сейчас деньги конструкторы Энергомаша создадут новый,
еще более совершенный двигатель. И вообще, пора понять, что безопасность
страны обеспечивается, прежде всего, устойчивостью собственной экономики.
Кстати, после того как двигатель спроектирован, отработан и передан в
серию, конструкторы и испытатели либо "отдыхают", либо начинают
трудиться над новыми проектами. Первое очень опасно для сохранения творческого
потенциала. Поэтому руководство НПО "Энергомаш" выбрало второй
путь, и организовало работы сразу по нескольким направлениям.
Во-первых, продолжаются испытания и доводка однокамерного двигателя РД-191.
Изготовлено три двигателя и проведено десять испытаний (причем успешно
с первого раза). Работа идет в соответствии с контрактом с ГКНПЦ им. М.В.
Хруничева для установки РД-191 на новую ракету-носитель "Ангара".
Сроки завершения работ по этому носителю постоянно сдвигаются "вправо",
причиной чему в первую очередь является крайне незначительное государственное
финансирование. Практически в течение двух лет двигатель создается за
счет собственных средств, но, несмотря на это, Б. Каторгин заверил, что
двигатель будет доведен и "возможно даже будет подарен государству".
Во-вторых, ведется проектирование двигателя, способного работать на трехкомпонентном
топливе. Ранее был разработан аналогичный двигатель для авиационно-космической
системы "МАКС", и был осуществлен поиск оптимальной схемы смесеобразования,
проведена серия испытаний. Сейчас на экспериментальном образце проверяются
новые идеи. Темпы работ по данному двигателю не столь велики, как хотелось
бы, опять же из-за отсутствия финансирования.
В-третьих, разрабатывается разгонный блок РД-161 тягой 2 тс. Особенностью
данного двигателя является то, что он будет работать на всех видах топлива,
в том числе и синтетических.
Новые двигатели НПО "Энергомаш" создает не только самостоятельно,
но и в содружестве с зарубежными компаниями. Для французских двигателестроителей
выполнялись работы по отдельным элементам ЖРД и агрегатам автоматики.
Сейчас совместно с КБХА, Центром Келдыша и французской фирмой SNECMA реализуется
проект "Волга", предусматривающий проведение поисковых работ,
связанных с определением облика двигателя, топливом для которого являются
природный газ и кислород. Этот двигатель будет служить в течение 30-50
лет. С другой французской фирмой создается двигатель многократного использования.
Энергомаш открыл для себя и новую область приложения сил: совместно с
нефтяниками осуществляются проекты, нацеленные на увеличение отдачи пластов
и облегчение транспортирования нефти по трубопроводам.
И все же Космос - это самое главное. Работать в нем без двигателя невозможно,
и приходится, прежде всего, совершенствовать сам двигатель. Раньше это
делалось путем проб и ошибок. Произошла авария, сгорел двигатель, получили
выговор, построили новый и пошли дальше, пока цель не будет достигнута.
Теперь денег нет даже на безаварийную работу. Новые возможности появились
благодаря использованию математического моделирования. Причем достигнута
очень высокая степень сходимости расчетных данных с практическими результатами.
Хотелось бы моделировать на компьютере работу двигателя “в целом”, но
из-за наличия отдельных нюансов сделать это совсем не просто. Как непросто
создавать самые совершенные двигатели в условиях, когда не хватает квалифицированных
рабочих, происходят перебои с поставками необходимых металлов, и даже
необходимого качества керосин для проведения испытаний приходится… привозить
из-за границы! Но все же работа продолжается. Есть даже программа по созданию
космических лазеров мощностью порядка 2 МВт. Есть и другие задумки.
|