Танк по праву считается наиболее защищённой от огня противника боевой
машиной. Однако и у него есть уязвимые места, и если в них попадает снаряд
или противотанковая ракета, то неизбежно происходит взрыв боекомплекта
или пожар с последующим взрывом. Степень защищённости любого объекта бронетанковой
техники от подобных поражений характеризуется пожаровзрывобезопасностью.
Это комплексное свойство, определяющее способность боевой машины не только
выдерживать воздействие поражающих средств без взрыва или возгорания,
но и минимизировать нанесенный ущерб в случае взрыва, а также обеспечивать
надежное тушение пожара (при его возникновении) за время, не приводящее
к значительному повреждению техники. В целом, пожаровзрывобезопасность
боевой машины должна обеспечивать выживаемость членов экипажа и десанта
в любых условиях. К сожалению, в настоящее время объекты бронетанковой
техники имеют низкую пожаровзрывобезопасность, так как в них значительные
внутренние объёмы занимают боекомплект и возимый запас топлива.
Боевой опыт, а также результаты проведенных исследований и испытаний
позволили определить наиболее часто встречающиеся варианты событий, происходящих
после пробития брони: попадание кумулятивных (КС) или бронебойно-подкалиберных
снарядов (БПС) в боекомплект, вызывающее его детонацию; попадание КС или
БПС в топливные баки, вызывающее взрыв и пожар большой интенсивности;
попадание осколочных потоков снарядов в топливные баки, приводящее к их
разрушению и взрыву в результате гидроудара; попадание осколочных потоков
снарядов в элементы топливной системы, приводящее к их повреждению, возникновению
пожара, интенсивность которого зависит от объема разрушения.
Следует заметить, что поражения боекомплекта и топливных баков при воздействии
КС и БПС практически равновероятны.
Углеводородные топлива, смазочные материалы и гидравлические жидкости
относятся к категории огнеопасных. Огнеопасность и взрывоопасность оценивают
по следующим показателям: температуре вспышки и воспламенения; диапазону
значений температур, в пределах которого образуется взрывоопасная концентрация
смеси паров нефтепродукта с воздухом; диапазону значений концентраций
паров нефтепродукта в воздухе, в пределах которого образуется взрывоопасная
смесь.
Обычно возгорание нефтепродуктов начинается с вспышки или взрыва смеси
их паров с воздухом.
Пары нефтепродуктов в смеси с воздухом могут не только вспыхнуть, но и
взорваться.
Пожаровзрывобезопасность танков и бронетранспортёров в определенной степени
может быть увеличена применением специальных конструктивных мер. Однако
для большинства боевых машин, стоящих на вооружении, наиболее реальным
способом решения проблемы пожаровзрывобезопасности является применение
т.н. пожаробезопасного топлива, обеспечивающего при воздействии снарядов,
осколков или кумулятивной струи снижение вероятности как собственного
воспламенения, так и последующего горения. Это эффективный способ снижения
боевых потерь, особенно, если учитывать тот факт, что современные танковые
автоматические системы пожаротушения не способны бороться с горением большого
количества топлива.
Задача создания пожаробезопасного топлива для объектов бронетанковой техники
была поставлена Главным бронетанковым управлением МО в восьмидесятых годах
прошлого века.
По заданию ГБТУ МО сотрудниками 38 НИИИ МО были обоснованы и разработаны
технические требования к пожаробезопасному дизельному топливу, а специалисты
25 ГосНИИ МО и ВНИИтрансмаша совместно создали рецептуру такого топлива,
получившего условное обозначение ПБД-Л.
Новое пожаровзрывобезопасное топливо практически не воспламеняется и не
горит при воздействии средств поражения. При этом необходимые рабочие
характеристики и надежность работы дизельных двигателей обеспечиваются
без изменения регулировки топливной аппаратуры и без внесения конструктивных
изменений в систему питания двигателя топливом.
Уникальные свойства топлива ПБД-Л объясняются его составом. Оно представляет
собой высокостабильную водно-топливную микроэмульсию типа "вода в
масле". Пожаробезопасность топлива обеспечивает вода. Процентное
соотношение компонентов ПБД-Л: дизельное топливо летнее - 77 %, вода -
15 %, эмульгатор - 8 %. Стабильность микроэмульсии в течение длительного
времени обеспечивается благодаря применению в качестве эмульгатора специально
подобранного высокоэффективного поверхностно-активного вещества.
Топливо ПБД-Л может быть приготовлено не только в промышленных условиях,
но и непосредственно в войсковых частях (в том числе в полевых условиях).
Для этого летнее дизельное топливо смешивается с пресной водой и эмульгатором
и полученная смесь перемешивается с помощью штатных средств доставки и
перекачки горючего, таких как топливозаправщики и автоцистерны. Опыт хранения
топлива ПБД-Л показал, что его стабильность сохраняется в течение нескольких
месяцев. Это позволяет применять новое топливо в качестве резервного для
летней эксплуатации. На топливо ПБД-Л разработаны ТУ38.40130-88.
Следует отметить, что топливо ПБД-Л значительно превосходит базовое топливо
Л-0,2-40 по показателям пожаробезопасности (температуре вспышки, воспламенения
и самовоспламенения), практически равноценно по низкотемпературным свойствам
(предельной температуре фильтруемости и температуре застывания), но несколько
уступает по воспламеняемости в двигателе (цетановому числу) и прокачиваемости
(вязкости). Тем не менее, при 20 °С значения цетанового числа и вязкости
укладываются в пределы, обеспечивающие достаточно надежную работу дизельных
двигателей.
38 НИИИ МО провел натурные баллистические испытания путем обстрела различными
средствами поражения (в частности, кумулятивными гранатами ПГ-7ПЛ) стенда
с танковыми топливными баками, наполовину заполненными Л-0,2-40 и ПБД-Л.
Испытания показали, что во всех случаях баки со штатным топливом при пробитии
брони взрывались и загорались. При воздействии аналогичных средств поражения
на баки с топливом ПБД-Л взрыв не происходил, а топливо при разливе и
разбрызгивании не воспламенялось.
Были проведены стендовые испытания топлива ПБД-Л на одноцилиндровой установке
ОД-9, а также на полноразмерных двигателях УТД-20 и В-46. Топливо ПБД-Л
обеспечило нормальную работу указанных дизелей в течение заданного времени.
При этом наблюдалось снижение мощности в среднем на 10 % (без перерегулировки
системы подачи топлива) и увеличение удельного расхода топлива на 10...12
%. Дымность отработавших газов двигателей при работе на ПБД-Л уменьшается
в три раза со значительным снижением температуры выхлопных газов.
Ходовые испытания танка Т-90 на топливе ПБД-Л при пробеге 290 км подтвердили
надежность пуска и безотказность работы двигателя В-84. При этом было
отмечено некоторое снижение динамики движения танка (увеличение времени
разгона в пределах от 2 до 6 %) на разных передачах и увеличение эксплутационного
расхода топлива в среднем на 11 % по сравнению со штатным топливом марки
Л-0,2-40.
Положительные результаты испытаний позволили Госстандарту России допустить
топливо марки ПБД-Л по ТУ38.40130-88 для использования в образцах бронетанковой
и автомобильной военной техники в качестве резервного.
Существенный вклад в создание топлива ПБД-Л внесли сотрудники 25 ГосНИИ
МО В.С. Азев и С.Р. Лебедев, бывший сотрудник ВНИИтрансмаша Э.М. Мохнаткин.
Большой объем испытаний этого топлива обеспечил коллектив 38 НИИИ МО,
в том числе отдел, которым руководил М.И. Гализин. Проверку работоспособности
топлива в двигателях провели сотрудники ЧТЗ, БЗТМ и УВЗ.
Применение в образцах бронетанковой техники пожаровзрывобезопасного топлива
марки ПБД-Л в боевых условиях в значительной степени увеличит устойчивость
танков и БТР к боевым повреждениям, а при пробитии брони средствами поражения
противника - снизит уровень безвозвратных потерь и повысит выживаемость
членов экипажа.
|