В 60-70-е гг. в СССР были созданы высокоэффективные двигательные установки
малой тяги с большим количеством циклов работы для космических аппаратов
оборонного назначения, пилотируемых орбитальных станций типа "Салют"
и космических систем спутниковой связи и передачи телевизионных программ
"Радуга" и "Экран". ОКБ В.Г. Степанова разработало
ряд таких двигателей и двигательных установок тягой от 45 гс до 500 кгс,
использующих стабильные компоненты топлива.
Указанные двигательные установки имели в своем составе ЖРД, вытеснительную
систему подачи топлива, а также быстродействующие клапанные механизмы
многократного срабатывания. Особенностями двигателей являлись: высокий
удельный импульс; низкое давление; отсутствие регенеративной системы охлаждения;
высокая динамичность переходных режимов, обеспечивающая тысячи включений.
Создание таких двигателей и двигательных установок представляло собой
сложную научно-техническую задачу.
В процессе наземной отработки (на огневых стендах ОКБ В.Г. Степанова и
A.M. Исаева) и летно-конструкторских испытаний в работе отдельных двигательных
установок отмечались отказы и случаи снижения эффективности при функционировании
в космосе.
Так, в ходе лабораторных исследований и огневых испытаний двигателей стабилизации
орбитальной станции "Алмаз" было выявлено существенное воздействие
окислителя (азотного тетраоксида) на уплотнения клапанных механизмов.
По результатам проведенных работ было принято решение о переходе на другой
окислитель - АТИН.
Еще одна проблема с двигателями малой тяги возникла при летно-конструкторских
испытаниях спутниковой системы "Экран". В частности, было выявлено
понижение эффективности функционирования двигателя коррекции уже в первые
месяцы работы на орбите.
Официальные испытания были остановлены до выяснения причины ухудшения
работы двигателя.
В результате напряженной работы, проведенной специалистами ОКБ В.Г. Степанова
совместно с НИИ, было установлено, что космическая радиация вызывает изменение
физико-химических свойств окислителя (АТИНа).
В конце 1979 г. межведомственные испытания завершились, было выдано положительное
заключение о допуске двигательной установки к летно-конструкторским испытаниям
в составе объекта космической связи.
Научные исследования и успешное создание системы наземной отработки двигателей
позволили в 70-е годы принять в эксплуатацию важные объекты оборонного
и космического назначения, в том числе "Радугу", обеспечившую
в 1980 г. телевизионную передачу Олимпийских игр из Москвы.
|
|
Двигатели тягой 40 и 20 кгс
|
Двигатели тягой 10 и 1,2 кгс
|
|
Двигатели тягой 0,6 и 0,3 кгс
|
|