История

ЖРД ОРБИТАЛЬНЫХ СТАНЦИЙ И КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ
ДЛИТЕЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

В 60-70-е гг. в СССР были созданы высокоэффективные двигательные установки малой тяги с большим количеством циклов работы для космических аппаратов оборонного назначения, пилотируемых орбитальных станций типа "Салют" и космических систем спутниковой связи и передачи телевизионных программ "Радуга" и "Экран". ОКБ В.Г. Степанова разработало ряд таких двигателей и двигательных установок тягой от 45 гс до 500 кгс, использующих стабильные компоненты топлива.

Указанные двигательные установки имели в своем составе ЖРД, вытеснительную систему подачи топлива, а также быстродействующие клапанные механизмы многократного срабатывания. Особенностями двигателей являлись: высокий удельный импульс; низкое давление; отсутствие регенеративной системы охлаждения; высокая динамичность переходных режимов, обеспечивающая тысячи включений.

Создание таких двигателей и двигательных установок представляло собой сложную научно-техническую задачу.

В процессе наземной отработки (на огневых стендах ОКБ В.Г. Степанова и A.M. Исаева) и летно-конструкторских испытаний в работе отдельных двигательных установок отмечались отказы и случаи снижения эффективности при функционировании в космосе.

Так, в ходе лабораторных исследований и огневых испытаний двигателей стабилизации орбитальной станции "Алмаз" было выявлено существенное воздействие окислителя (азотного тетраоксида) на уплотнения клапанных механизмов. По результатам проведенных работ было принято решение о переходе на другой окислитель - АТИН.

Еще одна проблема с двигателями малой тяги возникла при летно-конструкторских испытаниях спутниковой системы "Экран". В частности, было выявлено понижение эффективности функционирования двигателя коррекции уже в первые месяцы работы на орбите.

Официальные испытания были остановлены до выяснения причины ухудшения работы двигателя.

В результате напряженной работы, проведенной специалистами ОКБ В.Г. Степанова совместно с НИИ, было установлено, что космическая радиация вызывает изменение физико-химических свойств окислителя (АТИНа).

В конце 1979 г. межведомственные испытания завершились, было выдано положительное заключение о допуске двигательной установки к летно-конструкторским испытаниям в составе объекта космической связи.

Научные исследования и успешное создание системы наземной отработки двигателей позволили в 70-е годы принять в эксплуатацию важные объекты оборонного и космического назначения, в том числе "Радугу", обеспечившую в 1980 г. телевизионную передачу Олимпийских игр из Москвы.

Двигатели тягой 40 и 20 кгс
Двигатели тягой 10 и 1,2 кгс
Двигатели тягой 0,6 и 0,3 кгс