Вячеслав Рахманин,
главный специалист НПО Энергомаш, к. т. н., член-корреспондент РАК им. Циолковского, лауреат Государственной премии |
В соответствии с установленным порядком головной разработчик ракеты
и заказывающее управление МО давали заключения на эскизные проекты. В
заключении ОКБ-1, подписанном С.П. Королевым 16 января 1960 г., при общем
одобрении эскизного проекта ОКБ-456 высказывалось замечание о недостаточной
величине удельного импульса тяги и отклонялось предложение об использовании
несимметричного диметилгидразина (НДМГ) вместо керосина для увеличения
дальности полета. Единое на оба эскизных проекта заключение Минобороны, подписанное генералом
А.Г. Мрыкиным 3 февраля 1960 г., было построено в форме сравнения достоинств
и недостатков проектов двигателей 8Д716 и НК-9. Для Министерства обороны,
безусловно, важным являлось обеспечение высоких энергетических и эксплуатационных
характеристик ракет, но не менее важным для обороны страны признавалась
своевременность принятия на вооружение ракетных комплексов. Поэтому состоянию
отработки двигателей в заключении уделялось особое внимание. Из ОКБ-456 всю конструкторскую документацию к этому времени передали
на опытный завод. На стенде проведено 44 огневых испытаний двухкамерных
сборок без сопловой части для выбора варианта смесительной головки. В ОКБ-276 проводилось эскизное проектирование двигателя, цеха приступили
к изготовлению отдельных деталей камеры сгорания. Стенд для огневых испытаний
отсутствовал. Помимо уже сложившегося отставания в сроках разработки двигателя,
положение осложнялось тем, что схема с дожиганием была совершенно новой. Сопоставление данных показывало, что двигатель НК-9 разрабатывался по
более совершенной схеме (прирост удельного импульса тяги до 15 кгс·с/кг).
Однако его отработка требовала увеличения сроков на год-полтора. В выводах заключения министерства обороны указывалось: "Учитывая
сегодняшнее состояние дел и перспективы разработки двигателей 8Д716 и
НК-9, целесообразно в первую очередь отработку ракеты Р-9А вести с двигателем
ОКБ-456". Примечательно, что с заключением Министерства обороны Королев в письме,
датированном 21 апреля 1960 г., согласился. Стендовые огневые испытания ЖРД 8Д716 штатной конструкции начались в
мае 1960 г. Доводка шла крайне сложно. Параллельно с испытаниями 8Д716 на соседнем стенде в ОКБ-456 шла отработка
двигателей 8Д712 и 8Д713 на азотнокислотном топливе, предназначенных для
первой и второй ступеней ракеты Р-16. В отличие от кислородных, для этих
ЖРД удалось довольно быстро найти конструктивные решения, удовлетворявшие
всем требованиям, в том числе и по устойчивости рабочего процесса в камерах
сгорания. Вновь начались разговоры о "неправильном выборе топлива
для ракеты Р-9", о том, что "следовало бы остановиться
на варианте 9В". В некоторых мемуарах инициатором таких разговоров называют Глушко. Ветераны
ОКБ-456, участники описываемых событий, этого не подтверждают. К тому
же, если вспомнить изначальное распределение разработчиков ЖРД по вариантам
А и В, то ведь создание двигателей для Р-9В планировалось поручить ОКБ-2
во главе с А.М. Исаевым. Королев остро реагировал на эти разговоры, отстаивая
правильность сделанного выбора, он ссылался на американский опыт разработки
кислородной ракеты "Титан-1". Впрочем, в середине 1961 г. этот
довод потерял свое значение, так как появилась информация о том, что "Титан-1"
заменяется ракетой "Титан-2" с ЖРД, работающими на высококипящем
топливе. Отработка двигателя РД-0106 для второй ступени ракеты Р-9А в ОКБ-154 под руководством С.А. Косберга также шла сложно. В своем докладе на чтениях, посвященных девяностолетию В.П. Глушко, ведущий
конструктор разработки двигателя РД-0106 А.А. Голубев вспоминал: "Мы
с Дароном (А.Д. Дарон - ведущий конструктор разработки двигателя 8Д716
- прим. авт.) всегда знали, что нужно говорить на комиссиях по поводу
аварии, но не знали, что нужно делать". К апрелю 1961 г. было разработано оборудование, позволяющее получать
переохлажденный кислород. Первые же испытания 8Д716 в составе ступени
решили провести на переохлажденном кислороде. Однако вся стендовая отработка двигателя 8Д716 была проведена на обычном,
а не на переохлажденном кислороде. В техническом задании не содержалось
конкретного требования о работе двигателя на переохлажденном кислороде.
Указанная в техническом задании ОКБ-1 температура кислорода на входе в
двигатель составляла минус 183 °С, что соответствовало точке кипения кислорода
на уровне моря. Первыми обратили внимание на несоответствие температур кислорода, заправляемого
в бак ракеты, и применяемого при стендовых испытаниях двигателей, специалисты
ОКБ-1. Об этом несоответствии было сообщено в письме, подписанном Королевым
и отправленном на имя Глушко 13 февраля 1961 г. В нем, в частности, указывалось:
"… прошу Вас провести отработку двигателя 8Д716 также и на переохлажденном
кислороде и уточнить ОХ (основные характеристики двигателя - прим. авт.)
при работе двигателя на кислороде с температурой -189 °С". Требование об отработке двигателя во всем рабочем диапазоне температур
кислорода, безусловно, правомерное. Только вот приведенные в письме температуры
кислорода следовало указать в техническом задании на двигатель, выданном
ОКБ-1 в апреле 1959 г. Несмотря на выявившийся казус, двигатели в составе ракетной ступени так
или иначе следовало испытывать. В марте 1961 г. Глушко обратился в ОКБ-1
с предложением о проведении первых испытаний двигателей в составе ступени
с использованием обычного, непереохлажденного жидкого кислорода. Это предложение вызвало негативную реакцию у Королева. И он собственноручно
написал письмо Глушко, демонстративно, чего не было раньше, обратился
к нему "академик", впрочем, и сам подписался в ранге высшего
научного звания. "Главному конструктору ОКБ-456 академику тов. Глушко В.П. Установить на стенде специальное оборудование для получения переохлажденного
кислорода оказалось не таким уж сложным и длительным процессом. Первые
же стендовые испытания показали, что на номинальном режиме работы двигателя
основные характеристики рабочего процесса не зависят от начальной температуры
кислорода, а вот на режиме запуска двигателя с высокой регулярностью стали
появляться высокочастотные колебания давления в камере сгорания. Для выяснения и устранения недостатков потребовался год интенсивной,
напряженной работы, сопровождавшейся понуканиями со стороны руководства
ГКОТ и упреками от Королева. Положение складывалось очень острое. Здесь уместно указать, что наземный
стартовый комплекс исходной конструкции "Десна-Н" сам требовал
серьезной отработки. Отработка режима запуска 8Д716 на переохлажденном кислороде была, в основном, завершена к середине 1962 г. К этому времени на серийном заводе № 24 в Куйбышеве было проведено 34 контрольных стендовых и 8 успешных летных испытаний. Существенную помощь в процессе освоения технологии производства ЖРД оказывали
специалисты филиала № 2 ОКБ-456 в Куйбышеве. Произошедшие аварии (не связанные
с работой ЖРД) и возникшая пауза в летных испытаниях позволили ввести
ряд усовершенствований в двигатель и ракету в целом. Первый этап отработки всего ракетного комплекса Р-9А, начатый 9 апреля 1961 г., продолжался до 14 февраля 1963 г. К этому времени основные недостатки ракеты были выявлены и устранены, стартовый комплекс "Десна-Н" забракован и заменен другим, получившим название "Долина". Первый пуск ракеты с нового комплекса был осуществлен 22 апреля 1963 г. Автоматизированный стартовый комплекс "Долина" позволял производить
пуск ракеты Р-9А за считанные минуты. Первый пуск из шахтной пусковой установки был осуществлен 27 сентября
1963 г. Этот этап отработки боевого комплекса Р-9А завершился 1 февраля
1964 г. По воспоминаниям директора НИИ-88 Ю.А. Мозжорина, в заключении этого
головного отраслевого института после традиционного перечисления достоинств
нового БРК указывалось что "применение жидкого, хотя и переохлажденного
кислорода... обусловит значительное снижение эксплуатационных характеристик
и не позволит обеспечить высокую живучесть и боеготовность ракетного комплекса,
за такими ракетами нет большого будущего". Такие выводы, естественно, вызвали недовольство у Королева, который в
телефонном разговоре с Мозжориным обозвал заключение НИИ-88 "вонючим".
Появилось "контрзаключение" ОКБ-1. Последовал очередной этап
бюрократической переписки, в результате комплекс Р-9А 21 июля 1965 г.
был принят на вооружение с изготовлением ограниченного количества ракет
- около 70 единиц. Основу ракетного арсенала РВСН в тот период времени
составляли ракеты Р-16 М.К. Янгеля и УР-100 В.Н. Челомея на высококипящем
топливе. Несмотря на все сложности при создании и отработке двигателя, он получился
надежным. Глушко неоднократно предлагал Королеву использовать 8Д716 и
для модернизации ракеты Р-7, и для Р-10. Но Королев был поглощен своей
идеей создания сверхмощной ракеты Н1. В этом проекте он сделал ставку
на те технические решения, которые не состоялись при разработке Р-9А:
на всех трех ступенях должны были работать двигатели ОКБ-276, выполненные
на основе НК-9. Как они работали, известно. Также известно, сколько времени
потребовалось, чтобы довести их надежность до уровня требований ракетной
техники. В заключение небольшая ремарка. В мемуарных изданиях и, в частности, у Г.С. Ветрова, встречаются утверждения, что принятие на вооружение комплекса Р-9А в 1965 г. вместо намеченного по постановлению срока (1962 г.) связано только с задержкой отработки двигателя 8Д716. Как видно из изложенного материала, отработка двигателя продолжалась действительно дольше, чем планировалось. Но уже в 1962 г. его конструкция полностью сложилась, была обеспечена и требуемая надежность. Задержка с принятием Р-9А на вооружение до июля 1965 г. была связана в основном, с отработкой пусков ракеты из ШПУ - требованием, выдвинутым в 1960 г. после выхода постановления от 13 мая 1959 г., а также с другими обстоятельствами, не имеющими отношения к отработке двигателя 8Д716.
|
предыдущий материал |