Переход на эксплуатацию авиационной техники по техническому состоянию
привлекает все больше сторонников. Такая система имеет ряд преимуществ
по сравнению со сложившейся планово-предупредительной, особенно - в условиях
нынешней финансово-экономической обстановки. Эксплуатация вырабатывающей
остатки ресурса авиационной техники в отсутствие возможности закупок диктуют
необходимость новых подходов к принципам эксплуатации и ремонта. Одно
из условий - введение новых современных средств контроля (как технической
диагностики, так и неразрушающего контроля).
Один из наиболее широко применяемых методов - визуально-измерительный
контроль. Визуальный контроль проточной части авиационных ГТД (жесткие
и гибкие оптоволоконные эндоскопы) позволяют решать только задачи осмотра
оператором-дефектоскопистом труднодоступных мест. Результат оценки в значительной
степени зависит от его квалификации.
Для увеличения результативности и исключения влияния субъективного фактора
необходимы такие средства визуального контроля проточной части авиационных
ГТД, которые позволят обеспечить: простой доступ к элементам; наблюдение
дефектов с высокой степенью разрешения в различных ракурсах; измерение
размеров дефектных областей с высокой точностью; документирование результатов
контроля; эффективное и безопасное использование приборов в различных
условиях.
В настоящее время к числу наиболее эффективных визуально-измерительных
систем, максимально отвечающих вышеперечисленным требованиям, относят
видеоэндоскопы новой серии Video Probe XL-Pro фирмы EVEREST VIT (США).
Они выпускаются с 2000 г. и являются лучшими в ряду промышленных эндоскопов.
Принципиальное отличие видеоэндоскопов от всех других систем заключается
в том, что изображение контролируемого объекта формируется с помощью высокочувствительной
видеокамеры, расположенной на погружаемом конце зонда эндоскопа.
Использование видеосигнала для передачи изображения открывает широкие
возможности, в том числе: наблюдение на 5-дюймовом TFT-LCD-мониторе, встроенном
в ручной пульт, или на внешнем мониторе; запись сигнала как на стандартный
видеомагнитофон, так и на компьютерные носители информации (до 48 изображений
на стандартную 3,5-дюймовую дискету), а также непосредственно во внутреннюю
флэш-память эндоскопа (до 450 изображений высокого разрешения) с одновременной
записью звуковых комментариев через встроенный микрофон; простое и достаточно
точное измерение (с разрешением до 0,05…0,1 мм) размеров дефектных областей
при различных ракурсах наблюдения; обработка изображения с использованием
специального программного обеспечения; цифровое увеличение с кратностью
1,5 или 2,0, что позволяет увеличивать изображение на экране без замены
объектива зонда; сравнение текущего изображения с полученным раннее архивным
снимком при помощи системы "разделения" экрана; возможность
отслеживания технического состояния узлов и агрегатов авиационного ГТД
в процессе эксплуатации, обмен информацией между эксплуатантами, отраслевыми
институтами и разработчиками (или изготовителями) авиационной техники.
Как следствие, это позволяет принимать корректные, обоснованные решения
о целесообразности дальнейшей эксплуатации авиационного ГТД.
Кроме того, к достоинствам новой разработки фирмы EVEREST VIT можно также
отнести: возможность управления положением погружаемого конца зонда, в
котором установлена видеокамера (ориентация во всех направлениях до 150°);
надежное крепление объектива и удобство замены; надежную, ударостойкую
и влагонепроницаемую конструкцию как блока управления и ручного пульта,
так и самого зонда.
В настоящее время большое количество разработчиков, изготовителей и эксплуатантов
авиационной техники за рубежом, в том числе несколько предприятий в России,
располагают эндоскопами фирмы EVEREST VIT и видеоэндоскопами новой серии
Video Probe XL-Pro. Среди фирм-изготовителей можно назвать General Electric
Aircraft Engines, Boeing Company, Rolls-Royce Engines, Pratt&Witney,
SNECMA, CFMI, Bell Helicopter, Иркутское авиационное производственное
объединение (ИАПО), НПО Энергомаш.
К числу организаций-эксплуатантов можно отнести American Airlines, Delta
Airlines, Air Canada, Swiss Air, US Airways, Lufthansa German Airlines,
Finnair и др.
В России использование подобных эндоскопических систем согласно действующему
законодательству возможно только после проведения технической экспертизы
соответствующими государственными органами и оформления разрешения на
их эксплуатацию в ФСВТ России. Необходимо отметить, что в настоящее время
успешно проведена техническая экспертиза видеоэндоскопа серии Video Probe
XL-Pro модель PXLM 620 и получено положительное заключение от ведущей
организации ВВС РФ в области неразрушающего контроля. Кроме того, проводится
работа с ГосНИИ ГА по оценке различных характеристик предлагаемого фирмой
EVEREST VIT эндоскопического оборудования для оформления разрешения на
применение его в ФСВТ РФ и внесения в отраслевой Реестр.
APPLICATION OF VIDEOENDOSCOPES MANUFACTURED
BY "EVEREST VIT" COMPANY IN AIRCRAFT ENGINE INSPECTION
|
New "Video Probe XL-Pro" videoendoscopes manufactured
by "EVEREST VIT" company (USA) can provide: access simplicity;
a high resolution of various image views; measurements of flaws
with a high accuracy, etc. The image of a controllable object is
formed with the help of a highly sensitive videocamera built into
the immersible end of the endoscope probe (its orientation in all
directions is up to 150 °). TFT-LCD 5-inch monitor built into the
control console or an outside monitor forms an image (resolution
- up to 0.05 … 0.1 mm). The signal digital recording is possible.
|
|