предыдущий материал

ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Юрий Тараканов,
Олег Бондарев, д.т.н.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОЭНДОСКОПОВ ФИРМЫ EVEREST VIT
ДЛЯ КОНТРОЛЯ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ


Переход на эксплуатацию авиационной техники по техническому состоянию привлекает все больше сторонников. Такая система имеет ряд преимуществ по сравнению со сложившейся планово-предупредительной, особенно - в условиях нынешней финансово-экономической обстановки. Эксплуатация вырабатывающей остатки ресурса авиационной техники в отсутствие возможности закупок диктуют необходимость новых подходов к принципам эксплуатации и ремонта. Одно из условий - введение новых современных средств контроля (как технической диагностики, так и неразрушающего контроля).

Один из наиболее широко применяемых методов - визуально-измерительный контроль. Визуальный контроль проточной части авиационных ГТД (жесткие и гибкие оптоволоконные эндоскопы) позволяют решать только задачи осмотра оператором-дефектоскопистом труднодоступных мест. Результат оценки в значительной степени зависит от его квалификации.

Для увеличения результативности и исключения влияния субъективного фактора необходимы такие средства визуального контроля проточной части авиационных ГТД, которые позволят обеспечить: простой доступ к элементам; наблюдение дефектов с высокой степенью разрешения в различных ракурсах; измерение размеров дефектных областей с высокой точностью; документирование результатов контроля; эффективное и безопасное использование приборов в различных условиях.

В настоящее время к числу наиболее эффективных визуально-измерительных систем, максимально отвечающих вышеперечисленным требованиям, относят видеоэндоскопы новой серии Video Probe XL-Pro фирмы EVEREST VIT (США). Они выпускаются с 2000 г. и являются лучшими в ряду промышленных эндоскопов.

Принципиальное отличие видеоэндоскопов от всех других систем заключается в том, что изображение контролируемого объекта формируется с помощью высокочувствительной видеокамеры, расположенной на погружаемом конце зонда эндоскопа.

Использование видеосигнала для передачи изображения открывает широкие возможности, в том числе: наблюдение на 5-дюймовом TFT-LCD-мониторе, встроенном в ручной пульт, или на внешнем мониторе; запись сигнала как на стандартный видеомагнитофон, так и на компьютерные носители информации (до 48 изображений на стандартную 3,5-дюймовую дискету), а также непосредственно во внутреннюю флэш-память эндоскопа (до 450 изображений высокого разрешения) с одновременной записью звуковых комментариев через встроенный микрофон; простое и достаточно точное измерение (с разрешением до 0,05…0,1 мм) размеров дефектных областей при различных ракурсах наблюдения; обработка изображения с использованием специального программного обеспечения; цифровое увеличение с кратностью 1,5 или 2,0, что позволяет увеличивать изображение на экране без замены объектива зонда; сравнение текущего изображения с полученным раннее архивным снимком при помощи системы "разделения" экрана; возможность отслеживания технического состояния узлов и агрегатов авиационного ГТД в процессе эксплуатации, обмен информацией между эксплуатантами, отраслевыми институтами и разработчиками (или изготовителями) авиационной техники. Как следствие, это позволяет принимать корректные, обоснованные решения о целесообразности дальнейшей эксплуатации авиационного ГТД.

Кроме того, к достоинствам новой разработки фирмы EVEREST VIT можно также отнести: возможность управления положением погружаемого конца зонда, в котором установлена видеокамера (ориентация во всех направлениях до 150°); надежное крепление объектива и удобство замены; надежную, ударостойкую и влагонепроницаемую конструкцию как блока управления и ручного пульта, так и самого зонда.

В настоящее время большое количество разработчиков, изготовителей и эксплуатантов авиационной техники за рубежом, в том числе несколько предприятий в России, располагают эндоскопами фирмы EVEREST VIT и видеоэндоскопами новой серии Video Probe XL-Pro. Среди фирм-изготовителей можно назвать General Electric Aircraft Engines, Boeing Company, Rolls-Royce Engines, Pratt&Witney, SNECMA, CFMI, Bell Helicopter, Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО), НПО Энергомаш.

К числу организаций-эксплуатантов можно отнести American Airlines, Delta Airlines, Air Canada, Swiss Air, US Airways, Lufthansa German Airlines, Finnair и др.

В России использование подобных эндоскопических систем согласно действующему законодательству возможно только после проведения технической экспертизы соответствующими государственными органами и оформления разрешения на их эксплуатацию в ФСВТ России. Необходимо отметить, что в настоящее время успешно проведена техническая экспертиза видеоэндоскопа серии Video Probe XL-Pro модель PXLM 620 и получено положительное заключение от ведущей организации ВВС РФ в области неразрушающего контроля. Кроме того, проводится работа с ГосНИИ ГА по оценке различных характеристик предлагаемого фирмой EVEREST VIT эндоскопического оборудования для оформления разрешения на применение его в ФСВТ РФ и внесения в отраслевой Реестр.


APPLICATION OF VIDEOENDOSCOPES MANUFACTURED BY "EVEREST VIT" COMPANY IN AIRCRAFT ENGINE INSPECTION

New "Video Probe XL-Pro" videoendoscopes manufactured by "EVEREST VIT" company (USA) can provide: access simplicity; a high resolution of various image views; measurements of flaws with a high accuracy, etc. The image of a controllable object is formed with the help of a highly sensitive videocamera built into the immersible end of the endoscope probe (its orientation in all directions is up to 150 °). TFT-LCD 5-inch monitor built into the control console or an outside monitor forms an image (resolution - up to 0.05 … 0.1 mm). The signal digital recording is possible.


предыдущий материал
оглавление
следующий материал