предыдущий материал |
следующий материал
|
ОАО "НПО Энергомаш им. акад.
В.П. Глушко":
|
|
Л. Васильева, ведущий инженер-программист |
|
В. Рахманин, главный специалист
НПО Энергомаш, к.т. н., член-корреспондент РАК им. Циолковского, лауреат Государственной премии |
СОТРУДНИЧЕСТВО
|
||
Д.Д. СЕВРУКА
|
И
|
В.П. ГЛУШКО
|
Среди многих своих достоинств В.П. Глушко обладал счастливой способностью выявлять талантливых людей и, воодушевив новыми научно-техническими идеями, сплачивать их в творческий коллектив, способный решать задачи на грани возможного. Эта его способность крепла по мере накопления жизненного опыта и наиболее
ярко начала проявляться в сороковые годы, в период работы Глушко в ОКБ-16
4-го Спецотдела НКВД СССР в Казани, когда он возглавил конструкторское
бюро по разработке ЖРД для установки на боевые самолеты. Именно там, в
казанской спецтюрьме, и произошла в начале 1941 г. первая встреча В.П.
Глушко и Д.Д. Севрука, когда после этапирования с Колымских рудников Севрук
был направлен для продолжения исправительных работ в группу инженеров,
возглавляемую тоже заключенным Глушко. Как же сложилась жизнь Севрука
до этой встречи? Доминик Доминикович Севрук родился 2 июля 1908 г. в Одессе в семье революционера-подпольщика.
В 1932 г. он окончил Московский электромашиностроительный институт и стал
сотрудником электрофизической лаборатории Института авиационного моторостроения
(сегодняшний ЦИАМ), где занимался исследованиями рабочих процессов в авиамоторах. В 1938 г. научная работа Севрука была прервана органами НКВД и 15 июля
1938 г. он был арестован. Что же послужило причиной ареста? Для этого в те времена могло быть много поводов и одним из них - характер Севрука. Независимый, резкий в обращении, острый на язык Севрук всю жизнь испытывал
трудности в общении с людьми не компетентными, но обладающими властью.
А в 1938 г. одного этого было достаточно для устранения неудобного сослуживца. Путь осужденного за контрреволюционную деятельность вел прямо в ГУЛАГ.
Так Севрук попал в один из многочисленных лагерей на Колыме. В лагере
из заключенных инженеров была организована во главе с Севруком конструкторская
группа. В конце 1940 г. было принято решение о более рациональном использовании
творческого потенциала заключенного. В итоге Севрук был переведен из Системы
ГУЛАГ в систему 4-го Спецотдела НКВД и в феврале 1941 г. прибыл в спецтюрьму
в Казани, где был направлен в группу по разработке ЖРД. Глушко доброжелательно принял своего земляка и поручил ему разработку
электросхемы управления работой двигателя и системы зажигания. Когда в начале 1942 г. на базе группы Глушко в ОКБ-16 было организовано
КБ-2 по разработке авиационных ЖРД, Глушко был назначен Главным конструктором,
а Севрук - его заместителем по экспериментальным работам. В ноябре 1942 г. в Казань, в КБ-2, был переведен из омской "шарашки"
А.Н. Туполева находившийся там в заключении С.П. Королев. В этот момент сложилась обстановка, когда стендовая отработка двигателя
близилась к завершению, а самолет для установки РД-1 не был определен.
В то же время было очевидно, что без летных испытаний двигатель не может
быть передан в эксплуатацию. Севрук предложил создать "летающую лабораторию"
на базе пикирующего бомбардировщика Пе-2, который изготовлялся на расположенном
рядом заводе № 22. Предложение было поддержано директорами заводов № 16 и № 22 М.М. Лукиным
и В.А. Окуловым, в результате чего вышел совместный приказ НКАП и НКВД
о начале летных испытаний двигателя РД-1 на самолете Пе-2. Разработка
конструкции установки двигателя РД-1 на самолет была поручена вновь созданной
в составе КБ-2 группе № 5, руководимой Королёвым. В середине 1943 г. начались испытания двигателя РД-1 на самолете Пе-2
на земле. В октябре двигатель впервые запустили в воздухе. Инженером-экспериментатором
от ОКБ-16 приказом по 4-му Спецотделу НКВД был назначен Севрук. Лётная отработка двигателя РД-1 показала необходимость совершенствования
системы зажигания. Начальник химической лаборатории, заключенный А.А.
Мееров, предложил жидкость для химического зажигания. Доработанный двигатель,
получивший обозначение РД-1ХЗ, полностью удовлетворил всем требованиям
ТЗ. В конце июля 1944 г. по предложению наркома внутренних дел Л.П. Берия и с согласия И.В. Сталина Президиум Верховного Совета СССР принимает решение о досрочном освобождении 35 заключенных ОКБ-16 и среди них - руководящего состава КБ-2. Все освобожденные вошли в состав вновь организованного в системе НКАП
ОКБ-РД. Глушко был назначен главным конструктором, Жирицкий, Севрук и,
с некоторой задержкой в оформлении, Королёв - его заместителями. В 1945 г. Севрук и Глушко награждаются орденами Трудового Красного Знамени,
в то время как С.П. Королев, Г.С. Жирицкий, Г.Н. Лист, Н.Н. Артамонов,
Н.С. Шнякин были награждены орденом "Знак Почета". Глушко неоднократно обращался в государственные инстанции с предложением
выделить для работ по созданию мощных ЖРД один из малозагруженных авиационных
заводов, желательно в московском промышленном районе. Эту идею активно
поддерживал Севрук. После выхода Постановления Правительства СССР от 13 мая 1946 г. о развитии
реактивной техники в стране реализация этого предложения стала реальной.
И когда готовилось решение о переводе ОКБ-РД из Казани, Севрук принял
активное участие в выборе подмосковного завода для перебазирования. В
июне 1946 г. он летал в Химки для инспектирования завода № 456. Хотя впечатление
о состоянии завода было довольно негативным, однако основное - месторасположение,
наличие обширной территории, грунтового аэродрома, отсутствие на заводе
госзаказа - позволяло говорить о перспективности организации на его базе
ОКБ и опытного завода по созданию мощных ЖРД. 3 июля 1946 г. был подписан
приказ № 424 о переводе ОКБ-РД из Казани в Химки. Накопленный Севруком опыт был использован во вновь организованном ОКБ-456,
где он с июля 1946 г. был утвержден в должности первого заместителя главного
конструктора и возглавил научно-исследовательские работы. В подчинении
у Севрука находились отдел по отработке агрегатов автоматики и газовых
турбин, отдел гидравлических испытаний узлов и агрегатов, отдел проектирования
стендов и лаборатория огневых испытаний. Костяк этих подразделений составляли
специалисты, прибывшие из Казани. Стендовая отработка двигателей не исчерпывала круг обязанностей Севрука.
Как полномочный представитель ОКБ-456, он участвовал в работе Государственных
комиссий по пускам ракет Р-1 и Р-2. В 1952 г. в жизни Севрука произошел крутой поворот. Он был назначен главным
конструктором ОКБ-3 в составе НИИ-88. В январе 1959 г. была проведена
реорганизация, в результате которой ОКБ-3 было присоединено к ОКБ-2, а
должность главного конструктора и начальника объединенного ОКБ-2 была
сохранена за Исаевым. Разумеется, места в объединенном ОКБ для Севрука не было. И в этой щекотливой
для Севрука обстановке руку помощи ему протянул Глушко. Глушко всегда стремился работать на опережение грядущих событий. В мае 1959 г., он предложил Севруку вернуться в ОКБ-456 и в ранге заместителя главного конструктора возглавить разработку ракетных электрических, ионных и плазменных двигателей. Новый альянс Севрука и Глушко был оформлен приказом по ГКОТ, а в план ОКБ-456 на второе полугодие 1959 г. дополнительно была внесена тема: "Выбор оптимальных схем ионных и плазменных ракетных
двигателей с солнечными и ядерными источниками питания". Принципиально новое направление в ракетном двигателестроении привлекло
в ОКБ-456 многих работников различных московских предприятий. Среди них
были выпускники МАИ, МВТУ, МФТИ, МИФИ и др. институтов. 10 декабря 1959 г. вышло постановление правительства "О развитии
исследований по космическому пространству". ОКБ-456 определялось
как головное предприятие по разработке электрических, ионных и плазменных
двигателей с солнечными и ядерными источниками питания. Очень быстро численность подразделения, руководимого Севруком, увеличилась
до 150 человек, которые были распределены по шести научно-исследовательским
и конструкторским отделам. Севрук предлагал перевести работу всего ОКБ-456
на новую тематику, однако Глушко с этим не согласился, да и государственные
органы не позволили бы переориентировать ОКБ-456 на тематику отдаленной
перспективы. Было начало 1962 г., в это время готовилось несколько правительственных
постановлений по созданию новой ракетной техники, в частности, по ракетам
УР-500 и Р-36. В 1962 г. вышло постановление "Об улучшении организации работ по
ядерным электрореактивным двигателям", в развитие которого был выпущен
приказ ГКОТ от 16 июня 1962 г. по созданию на базе академического Института
двигателей и отделов, переводимых из ОКБ-456, Особого конструкторского
бюро, головного по разработке опытных образцов электроплазменных и ионных
двигателей во главе с главным конструктором академиком Б.С. Стечкиным.
Его заместителем назначался Д.Д. Севрук. Так завершилось сотрудничество В.П. Глушко и Д.Д. Севрука, вложившего свой незаурядный талант в становление и развитие промышленности ракетных двигателей различных модификаций. |
предыдущий материал |
следующий материал
|