предыдущий материал

РАЗРАБОТКА
Валерий Лесунов
генеральный директор ОАО "УМПО"

НОВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ УЗАМ


Возросшие требования экологичности, безопасности, растущие запросы потребителей заставляют производителя постоянно совершенствовать выпускаемую продукцию. Но на определенном этапе возникает вопрос о полной замене выпускаемого образца новым изделием, с более высоким техническим уровнем, соответствующим современным стандартам качества и экологии, с большими возможностями модернизации.

Выпускаемые в настоящее время двигатели имеют серьезные недостатки: низкие (по современным меркам) удельные и агрегатные параметры эффективной мощности и эффективного момента, плохие пусковые качества при низкой температуре окружающего воздуха, высокий уровень механических потерь, неудовлетворительные характеристики по шуму. Причины обычно связаны как с конструктивными особенностями, так и с существующей технологией производства.

Анализ конструкции двигателя показывает, что большинство из перечисленных выше недостатков определяется неудачной формой камеры сгорания. Отношение площади поверхности к объёму достаточно велико. Имеются защемленные объемы и т.д. В результате повышаются тепловые потери, растет склонность двигателя к детонации, наблюдается плохой запуск и т.п.

В процессе проработки облика новой камеры сгорания с минимальным отношением площади поверхности к ее объёму (при условии обработки на существующих автоматических линиях) приняты следующие решения:

  • - днище поршня выполняется плоским, с необходимыми выемками для выхода клапанов;
  • - поверхность камеры сгорания в головке блока цилиндров образуется тремя сферами (так называемая полисферическая камера сгорания): две сферы под клапанами и одна под отверстием для свечи;
  • - увеличивается объем камеры сгорания (сферы) в зоне свечи, вследствие чего улучшаются условия воспламенения смеси в цилиндре;
  • - клапаны, координаты и угловое положение клапанов и отверстий под свечу не изменяются по отношению к исходной головке блока.

Опытные головки были установлены на двигатели мод. 248 (Vh=1,946 л) и мод. 331 (Vh=1,816 л) с системой распределенного впрыска топлива. При этом проработан вопрос оборудования универсальной головкой всего модельного ряда двигателей.

Сравнение внешних скоростных характеристик (ВСХ) двигателей Vh=1,946 л и Vh=1,816 л (с новой и "традиционной" камерами сгорания) показывают, что для двигателя Vh=1,946 прирост максимальной мощности составляет 16 л.с. (110 против 94 л.с.), максимального момента - 18 Н·м (163 против 145 Н·м). Для двигателя Vh=1,816 прирост максимальной мощности - 14 л.с. (103 против 89), максимального момента - 5 Н·м (145 против 140). При этом прирост момента наблюдается во всем диапазоне оборотов двигателя. Удельная мощность составляет 56,5 л.с. (Vh=1,946 л) и 56,7 л.с.(Vh=1,816 л) с одного литра рабочего объема. Минимальный удельный расход топлива по ВСХ для обоих двигателей составляет 195 г/л.с.·ч.

Однако ВСХ говорит только о предельных возможностях двигателя, используемых сравнительно редко. Гораздо чаще автомобильный двигатель работает на частичных нагрузочных режимах и режимах, близких к холостому ходу. В этих условиях на первое место для потребителя выходит вопрос топливной экономичности (естественно, при обязательном обеспечении показателей токсичности и приёмистости).

В отечественной практике нет однозначных стандартных методов оценки работы двигателя в подобных условиях. Как правило, оценивается работа двигателя в составе автомобиля при испытаниях на беговых барабанах по стандартному ездовому циклу Правил ЕЭК ООН № 83 или в ходе дорожных испытаний согласно ГОСТ 20306-90 по городскому или загородному циклу. Данный метод позволяет получить объективную и комплексную оценку двигателя, хотя и имеет и некоторые недостатки.

В настоящее время существует обязательная сертификация автомобиля (получение ОТТС) и добровольная сертификация его компонентов. К сожалению, двигатели с принудительным зажиганием не включены в перечень компонентов, подвергаемых сертификации.

Данная проблема обусловлена отсутствием нормативной базы, определяющей требования к техническим параметрам собственно двигателя: экономичность на частичных нагрузках, виброакустические характеристики двигателя, эмиссия вредных веществ и т.д.

Зарубежными фирмами принята практика оценки экономичности двигателей по удельному расходу топлива в "стандартных" контрольных точках, каким-либо образом приближенных к режимам работы двигателя в составе автомобиля при его испытаниях по ездовому циклу. Аналогичные испытания были проведены ОАО "УМПО" на двигателях с модернизированной головкой. Исследования показали, что модернизированные двигатели УЗАМ с полисферической камерой сгорания и ЭСУД имеют экономичность, соответствующую современному уровню зарубежных многоклапанных двигателей.

Экономическая оценка может служить одним из критериев при проведении сертификации автомобильных двигателей. Этот вопрос должен находиться в сфере интересов Ассоциации Автомобильных Инженеров и Национальной Ассоциации производителей автомобильных компонентов.


A NEW COMBUSTION CHAMBER FOR "UZAM" ENGINES

A new combustion chamber with a minimized surface area-to-volume ratio is characterized by a flat piston face, a semi-spherical combustion chamber, an increased combustor volume near a spark-plug. Experimental cylinder heads were installed in Model 248 and Model 331 engines. Comparison of external speed characteristics of engines (with new and "traditional" chambers) showed that gains for the first engine model were 16 hp (110 hp against 94 hp) in max. power and 18 N·m (163 N·m against 145 N·m) in max. torque. The second engine demonstrated an increase in max. power by 14 hp (103 hp against 89 hp) and in max. torque by 5 N·m (145 N·m against 140 N·m). The gain in torque is observed within the whole range of engine rotational speeds. Specific power-per-liter was 56.5 hp and 56.7 hp, respectively. Specific fuel consumption for both engines was 195 g/hp · hr. "UMPO" Company has completed tests of engines with a modified cylinder. They showed that the engines with the semi-spherical combustion chamber provided efficiency falling into specifications of up-to-date foreign multi-valve engines.


предыдущий материал
оглавление
следующий материал