предыдущий материал

ТЕХНОЛОГИЯ
ФНПЦ ММПП "Салют":
Вячеслав Беляев,
главный конструктор промышленных ГТУ, к.т.н.
Анзор Чемия,
начальник бюро компрессоров

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ


Несмотря на труднейшие времена 90-х годов, авиационная промышленность России сохранила огромный потенциал, что было убедительно продемонстрировано на недавно прошедшем Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2001. Восхищение посетителей вызвали не только изящные контуры летательных аппаратов, но и фигуры сложного и высшего пилотажа, выполненные ведущими летчиками-испытателями. Но мало кто знал, что за красотой маневров многих самолетов скрывалась мощь двигателей, выпускаемых на одном из старейших двигателестроительных заводов России - ФНПЦ ММПП "Салют". Огромный научно-технический потенциал фирмы и грамотная политика руководства позволили предприятию освоить выпуск высокотехнологичной продукции, соответствующей мировым требованиям. Как известно, для победы в условиях жесткой конкуренции помимо высокого качества продукции необходимо обеспечить не менее высокое качество конструкторской документации. Сегодня удовлетворить предъявляемым требованиям способна только безбумажная технология.

К моменту создания специализированного подразделения - конструкторского бюро индустриальных газотурбинных установок у руководства предприятия уже сложилось глубокое убеждение, что работа на кульманах.

Объем конструкторской документации, выпускаемой КБ, велик, поэтому времени на "раскачку" вновь поступившим работникам не остается, и каждый сразу же получает конкретное задание на разработку документации с фиксированными сроками выполнения порученной работы. Сейчас на одного квалифицированного конструктора приходятся несколько молодых специалистов, только что окончивших институт или имеющих небольшой (около полутора лет) опыт работы по специальности. Такое соотношение существенно сказывается на темпах работ.

Длительный процесс выбора программного комплекса завершился тем, что в качестве САПР в нашем КБ стали использовать связку "UNIGRAPHICS-КОМПАС". Кроме того, при прочностных расчетах используется система ANSYS, а в модуле технологической подготовки производства мы внедряем связку CIMARON (подготовка управляющих программ для оборудования с ЧПУ) и "КОМПАС-АВТОПРОЕКТ" (проектирование техпроцессов).

Однако наличие мощных систем проектирования является необходимым, но не достаточным условием для организации всего процесса конструкторско-технологической подготовки производства. Сегодня все компьютеры КБ (а это более ста рабочих мест) объединены в локальную сеть с выделенным сервером для хранения электронного архива документов.

Разработка наиболее сложных изделий, входящих в состав газотурбинных установок, производится в системе UNIGRAPHICS. Достаточно большая часть проектно-конструкторских работ выполняется с использованием российской САПР "КОМПАС-ГРАФИК" для WINDOWS. Эта же программа позволяет изготовить весь комплект конструкторской документации.

Конечно, компьютерное проектирование - не самоцель. Важнейшей задачей является использование данных, полученных в КБ, при организации производства, и на сегодня она компьютеризованна в меньшей степени, нежели проектирование. Однако и здесь есть существенные успехи. При составлении управляющих программ для станков с ЧПУ мы применяем систему CIMATRON, а для автоматизированной подготовки техпроцессов предполагаем использовать систему "КОМПАС-АВТОПРОЕКТ".

Безусловно, на пути комплексной автоматизации не все гладко, приходится преодолевать как объективные, так и субъективные сложности. Сегодня у специалистов нашего конструкторского бюро сложилось вполне определенное отношение к применяемым САПР. Если свести их высказывания воедино, то складывается следующее мнение: графический редактор "КОМПАС-ГРАФИК" - это, пожалуй, единственная в своем роде система, которая не ломает сложившийся за долгие годы работы стереотип мышления конструктора.

Разрабатываемый узел можно компоновать как "сверху вниз", так и "снизу вверх". Конструкторы, умеющие достаточно хорошо работать в системе AutoCAD, перейдя на "КОМПАС" и разобравшись с дополнительными возможностями, обеспечиваемыми системой, обратно в AutoCAD уже не возвращались.


Up-to-date Technologies of Designing

Despite of hard times in 1990s, the Russia aviation industry had been keeping its huge potential demonstrated at MAKS-2001 airshow. Beauty of plane maneuverability hid power of engines which were manufactured by one of the oldest engine-building company in Russia - "SALUTE" MMPP. The great scientific and technical potential of the company and competently pursuing policy of its administration made possible to put into series manufacturing advanced technical products meeting requirements of the world market. The high quality of its design documentation is provided by "UNIGRAPHICS-COMPASS" CAD package. ANSYS system is used in calculations of strength characteristics. CIMARON (preparation of control programs for processing machines with programmed numerical control) in combination with "COMPASS -AUTOPROJECT " (designing of technological processes) are used in technical preparation of the manufacturing.


предыдущий материал
оглавление
следующий материал