предыдущий материал

ЛИЧНОСТЬ
Юрий Ульянин

ПОНИМАЮЩЕГО СУДЬБА ВЕДЕТ


Сергею Алексеевичу Ульянину - российскому офицеру, изобретателю, инженеру, авиатору 25 сентября 2001 года исполнилось бы 130 лет.

Из истории развития российской техники известны примеры истинного подвижничества и виртуозного владения предметом деятельности пионеров новых отраслей при весьма скромных материальных возможностях. Немногочисленные энтузиасты принимались за создание локомотивов, автомобилей, радио и телефонии и, конечно же, именно "на энтузиазме" шло становление авиации. "Героический период" развития авиации выдвинул множество интереснейших исторических фигур. Часть из них - Ефимов, Нестеров, Уточкин, еще два-три человека - до сих пор "на слуху" потомков, но лишь знатокам истории авиации известны ныне имена других. Они также достойны благодарной памяти потомков, поскольку именно им мы обязаны большинству технических находок, которыми пользуемся до сих пор.

Артиллерийский офицер Варшавского гарнизона, Ульянин искал способы организации целеуказания артиллерии при ведении стрельбы с закрытых позиций. Именно для этого была изобретена его связка воздушных змеев ("змейковый поезд"). Конструкторскую деятельность Ульянин начал в 1895 г. Для целей же рекогносцировки был придуман метод, способ и технология воздушного фотографирования с аэростата, пилотируемого или беспилотного змея. Причем, все было продумано "до последнего гвоздя": Ульянин прекрасно понимал, что невысока цена тому изобретению, которое не может быть практически использовано. Чтобы система воздушного фотографирования работала, пришлось изобретать и устойчивые в полете коробчатые змеи, и аэрофотоаппараты различных конструкций (всего 5), и походные лаборатории, где в полевых условиях оперативно обрабатывались снимки. Методы фотограмметрии, которые также пришлось придумывать Сергею Алексеевичу, ныне используются при панорамной съемке местностей - как воздушной, так и космической.

В начале века Ульянин идет в авиацию. В списке первых русских летчиков 1910 г., где их всего-то было около четырех десятков человек, Сергей Алексеевич был восьмым, а среди военных пилотов России - четвертым. Пилотов тогда еще монопольно готовили французские авиашколы - Фармана, Блерио и других. С 1910 г. летчиков начала готовить и Россия - почти одновременно в Питере и Севастополе, первым начальником первого авиаотдела воздухоплавательной школы (АО ОВШ) столицы был именно Ульянин. В 1914 г. он вступил в командование знаменитой Военной авиашколой в Гатчине. Справедливо - нет ли, да только прославленных учеников мы знаем гораздо лучше учителя…

В 1908 г. Сергей Алексеевич построил модель биплана с тандемным расположением крыльев, которая отлично летала и получила приз на конкурсе моделей (председатель жюри конкурса Н.Е. Жуковский) в 1910 г. "за большое научное значение". Модель являлась прообразом летательного аппарата схемы типа "утка" с двумя двигателями. Из Варшавы в 1909 г. Ульянин доложил о разработке проекта двухмоторного аэроплана с тремя комбинациями опорных плоскостей. Замена плоскостей осуществлялась легко и просто (как и во всех ранних и позднейших ульянинских изобретениях) членами команды обслуживания. Самолет строился Первым Российским товариществом воздухоплавания (ПРТВ) до конца 1913 г., и не был достроен исключительно из-за волокиты. Да и с двигателями дело застопорилось, пока Ульянин ни достал на фирме "Бенье" два двигателя бесплатно. Но Военное ведомство расторгло договор о поставке аэроплана.

О новизне и оригинальности проекта много писали в те годы. В 1911 г. впервые это отметил Л.М. Франк в книге "История авиации". Основной заслугой проекта он считал требование: при отказе одного мотора аэроплан должен был сохранять способность лететь без снижения. Проект предусматривал поэлементное дублирование не только двигателей, но и ряда других важных узлов. Автор проекта и ранее в своих разработках применял резервирование, он же ввел понятие "коэффициент использования узлов".

В 1910 г. Ульянин разработал проект разборного военного самолета-разведчика. Законченный постройкой в январе 1911 г. аэроплан "ПТА № 1" был назван по имени Петербургского товарищества авиации (ПТА). Самолет имел двойное управление, т.е. мог быть учебным. Впервые в России это самолет имел закрытую гондолу для летчиков. Тяги управления и ряд других важных узлов были дублированы. На этом аппарате удалось установить рекорд грузоподъемности, подняв в небо 5 человек (при скорости 75 км/ч). Известный летчик С.И. Уточкин успешно летал на этом аппарате на Первом конкурсе аэропланов.

В декабре 1910 г. Ульянин, будучи во Франции в командировке, получил задание Инженерного ведомства выяснить "производство каких авиационных моторов желательно установить в России". Изучив вопрос, он обстоятельным рапортом доложил о состоянии дел с производством двигателей на заводах Франции и в качестве вывода предложил: "Мое личное мнение по вышеизложенному следующее: начать производство моторов Гном …". Замечу, что один из первых в России моторостроительных заводов "Гном-Рон" начал свою работу уже в 1912 г. (ныне это ФНПЦ ММПП "Салют").

Другим направлением деятельности Ульянина стало изобретение ряда систем телеуправления: сначала магнитных, а позднее - гироскопических. Торпедный катер, управляемый "системой Ульянина" по радио, успешно прошел испытания в 1916 г. Ульянин разработал также конструкцию немедленно пошедшего в серию укрытия для аэропланов. Складной ангар-палатка Ульянина прекрасно пережил не одно поколение новых летательных аппаратов. Еще одно интереснейшее изобретение Сергея Алексеевича - до сих пор применяющийся "миниатюр-полигон" - первый тренажер для обучения командиров. И еще, и еще, и еще… Он имел шесть зарегистрированных в России привилегий и патент Англии, около сорока незарегистрированных пионерских разработок в различных областях техники. Сергей Алексеевич очень хорошо говорил и писал по-французски, неплохо - по-английски, знал немецкий язык и латынь, изучал испанский язык и эсперанто. Его заслуги отмечены многими орденами и медалями России и Франции. Ульянин был признан и уважаем союзниками, принимался при дворах и правительствах, что не помешало ему оставаться таким же пытливым и энергичным естествоиспытателем, каким он был в начале своей карьеры.

Общим собранием VII Воздухоплавательного отдела Императорского Русского Технического Общества (ИРТО) 24 ноября 1910 г. Ульянин был избран действительным членом Общества. Он работал в экспертной комиссии 1-й Международной воздухоплавательной выставки, проходившей в Санкт-Петербурге в 1911 г. С 1910 г. Ульянин состоял членом Императорского Всероссийского Аэроклуба (ИВАК). Сергей Алексеевич участвовал в работе первых трех Всероссийских съездов воздухоплавателей, причем на первом он был рядовым членом съезда, на втором - членом Оргкомитета съезда, а на третьем - председателем секции "Аэропланы и летательные аппараты"...

Умер Сергей Алексеевич Ульянин в Лондоне 13 октября 1921 г. Он, дипломированный летчик, начальник авиашколы и признанный изобретатель, являлся первым председателем Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества. Кроме того, Ульянин был первым начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного Главнокомандующего, созданного после Февральской революции 1917 г., а впоследствии - начальником Управления Военного Воздушного Флота, организованного уже после Октябрьской революции. Сергей Алексеевич Ульянин являлся истинным патриотом, никогда не состоявшим ни в каких политических партиях и не занимавшимся политиканством никакого масштаба, настоящим офицером и подлинным ученым-практиком, старавшимся не обращать внимания на политические катаклизмы, проносящиеся над страной.

Подполковник С.А.Ульянин
А.М.Кованько, император Николай II, С.А.Ульянин и Г.Г.Горшков в Офицерской воздухоплавательной школе, Красное село, 1915 г.

предыдущий материал
оглавление
следующий материал