предыдущий материал |
ФНПЦ "ММПП "Салют" : | |
Юрий Елисеев |
генеральный директор, к.т.н.
|
Вячеслав Беляев |
главный конструктор промышленных ГТУ,
к.т.н.
|
Михаил Синкевич |
главный конструктор проекта, к.т.н.
|
ФНПЦ ММПП "Салют" рассматривает применение авиационных технологий
в наземных (индустриальных) энергетических установках как одно из наиболее
приоритетных направлений своей деятельности. На мировом рынке спрос на
промышленные газотурбинные двигатели (ГТД) неуклонно растет. Рост объемов
продаж в 90-х годах более чем в полтора раза превысил уровень 80-х годов.
В качестве практического шага в направлении освоения этого рынка на ФНПЦ
ММПП "Салют" было создано новое подразделение - конструкторский
отдел индустриальных газотурбинных установок (ГТУ). На "Салюте" разработки наземных энергетических установок ведутся
по многим направлениям. Это и парогазотурбинные установки большой мощности
с к.п.д. более 50 %, и легкие дешевые установки простого цикла в диапазоне
мощностей 10…30 МВт, где в качестве газогенератора с минимальными доработками
используются авиационные двигатели. Особый интерес представляет диапазон мощностей от 1 до 6 МВт. Годовые
объемы продаж ГТУ этого диапазона мощностей измеряются тысячами. Для газотурбинных
двигателей простого цикла такая мощность довольно мала. Ощутимо сказывается
масштабный фактор, и поэтому к.п.д. у существующих ГТД недостаточно высок.
Такие ГТУ проигрывают в конкуренции с поршневыми установками. Для мощностей
до 6 МВт объемы продаж газотурбинных установок не превышают 10 % от объемов
продаж дизельных установок. Для успешной конкуренции в этом классе энергетических
установок необходимо обеспечить выполнение следующих требований: к.п.д.
ГТД от 40 до 45 %; высокие экологические характеристики (концентрация
вредных веществ в выхлопных газах СО, NОx и UНС < 10 ррm); высокая
надежность ГТУ (полный ресурс не менее 100 тыс. ч, до первого капитального
ремонта - 30…50 тыс. ч); должны сохраняться все преимущества существующих
ГТД (быстрый запуск, высокая маневренность, малый вес и т.д.). Эти требования были приняты в качестве основополагающих при разработке
концепции нового двигателя ГТД-6РС в классе мощности 6 МВт. Важнейшей особенностью предлагаемой концепции является применение рекуперации
тепла отработавших в турбине газов. Следующий момент предлагаемой концепции - низкоэмиссионная камера сгорания.
О поставленной цели уже говорилось - концентрация вредных веществ в выхлопных
газах СО, NОx и UНС не должна превышать 10 ррm. Эта цель достигается при
соответствующей расстановке приоритетов. В жертву хорошим экологическим
характеристикам приносится цена, вес и габариты камеры сгорания. И, наконец, четвертый основополагающий момент концепции - это применение
развитой системы регулирования профиля проточной части и выбор расчетных
параметров газодинамического цикла с учетом необходимости работы в широком
диапазоне частичных нагрузок с к.п.д., близким к максимальному. На рис.
1 показана зависимость относительной располагаемой мощности и к.п.д. от
относительной частоты вращения (внешняя характеристика) ГТД-6РС. Диапазон
возможных частичных нагрузок двигателя ограничен следующими причинами:
1- ограничение по максимальной относительной мощности N = 1,2 (в данном
случае это 6 МВт); 2 - ограничение по максимальному моменту на рессоре,
передающей мощность от ГТД к потребителю; 3 - ограничение по возможному
диапазону регулирования профиля проточной части; 4 - минимальная устойчивая
частота вращения; 5 - максимальная допустимая относительная частота вращения
(по критериям прочности). При температуре воздуха выше 15 °С может быть применена система кондиционирования
циклового воздуха, что позволит сохранить номинальную мощность ГТД и существенно
уменьшить темп падения к.п.д. Характерной особенностью привода электрогенератора переменного тока для
малых электростанций и теплоэлектроцентралей является требование постоянства
частоты вращения потребителя. Если энергосистема автономная, то постоянную
частоту вращения потребителя должна обеспечивать система регулирования
привода. В одновальных ГТД эти требования выполнять проще, чем там, где
приводящая турбина свободная. На рис. 1 для случая, когда нагрузкой ГТД
служит электрогенератор, показана линия рабочих режимов 6, наложенная
на внешнюю характеристику. Потребление электроэнергии, как правило, существенно
изменяется в течение суток, недели, года. Принятая концепция ГТД-6РС обеспечивает
выработку электроэнергии в течение всех суток с к.п.д., превышающим 40
%. Газы на выходе из регенератора будут иметь достаточно высокую температуру
(порядка 300 °С). Тепло уходящих газов можно использовать, например, снабдив
ГТД-6РС паровым или водогрейным утилизационным котлом, что, по сути, превратит
его в малую теплоэлектроцентраль. При работе с утилизационным котлом коэффициент
использования топлива в зависимости от вида вырабатываемого тепла будет
находиться в пределах от 0,8 (в случае выработки пара высоких параметров)
до 0,95 (в случае горячей воды). Условия работы ГТД в составе главной судовой энергетической установки
на винт регулируемого шага очень похожи на условия работы привода электрогенератора.
Как правило, частоту вращения винта регулируемого шага стараются поддерживать
постоянной, а изменение нагрузки и реверс осуществляют поворотом лопастей
винта. Поэтому линия рабочих режимов и зависимость к.п.д. от мощности,
приведенные на рис.1 и рис. 3, соответственно, справедливы и для судовой
энергетической установки с винтом регулируемого шага. Условия работы ГТД в составе главной судовой энергетической установки
на винт фиксированного шага существенным образом отличаются от предыдущих
рассмотренных примеров. При работе на винт фиксированного шага, на внешнюю
характеристику ГТД-6РС следует наложить не линию, а поле рабочих режимов
(обозначенное линиями 7 на рис. 1). Все поле рабочих режимов при работе
на винт регулируемого шага находится в наиболее благоприятной области
внешней характеристики ГТД-6РС. Нагнетатель для газоперекачивающих станций, как правило, представляет
собой лопаточную машину, подчиняющуюся тем же законам, что и гребной винт.
Главные факторы, влияющие на коэффициент пропорциональности - давление
газа на входе и выходе из нагнетателя. Работоспособность ГТД-6РС обеспечивается
во всем диапазоне без запретных зон. Рассмотренные примеры не носят всеобъемлющего характера. Они показывают
только наиболее характерные области предполагаемого использования ГТД-6РС.
Из рассмотрения следует, что принятая концепция (рекуперативный цикл,
выбор номинальных термодинамических параметров с учетом пожелания работать
с максимальным к.п.д. на самых глубоких частичных нагрузках, регулирование
профиля проточной части) позволяет создать многоцелевой одновальный двигатель,
который обеспечит наилучшие эксплуатационные характеристики там, где традиционно
одновальные двигатели даже не рассматривались. В заключение можно сказать, что закладываемые в конструкцию ГТД-6РС важнейшие качества: простая конструкция (одновальный двигатель); ресурс более 100 тыс. часов; высокий к.п.д. (более 40 %); отличные экологические показатели, позволяют характеризовать его как двигатель нового поколения, а концепция, позволяющая реализовать эти качества, является концепцией XXI века.
|
предыдущий материал |