предыдущий материал

ТЕХНОЛОГИЯ
Анатолий Морозов
директор Запорожского машиностроительного завода
Евгений Якубенко
начальник конструкторско-технологического бюро ОАО "Мотор Сич"

ГАЗОТУРБИННЫЕ ПРИВОДЫ ПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ АГРЕГАТОВ И ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ


ОАО "Мотор Сич", наряду с производством газотурбинных двигателей для авиации, проводит большие работы по созданию новых образцов и организации серийного выпуска газотурбинных приводов (ГТП), применяемых на газоперекачивающих агрегатах и электростанциях. Такое направление в деятельности ОАО "Мотор Сич" имеет не только давние традиции, но и хорошие перспективы.

Ещё в 1967 г. в Тюмени, вдалеке от железных дорог, заработала первая в Союзе промышленная электростанция с двумя турбогенераторами общей мощностью 2250 кВт. Электростанция была создана на Запорожском моторостроительном заводе, на базе отработавших ресурс авиационных двигателей АИ-20. Топливом служил попутный газ, который является неизбежным спутником добычи нефти и, как правило, раньше сжигался в факелах, чтобы предотвратить отравление окружающей местности. Станция заменила чехословацкий энергопоезд и дала большой экономический эффект.

В 1968 г. на газопроводе "Сияние Севера" и в окрестностях города Печора заработали первые буровые установки с приводом от газотурбинных двигателей АИ-23СГ. Каждый двигатель заменял пять дизелей и быстро себя окупал. Этот блестящий проект Свердловского Уралмаша, Запорожского "Моторостроителя" и Куйбышевского института "Гипровостокнефть" был отмечен медалями ВДНХ.

Затем последовал серийный выпуск семейства передвижных электростанций ПАЭС-1250, ПАЭС-1600, ПАЭС-2500 на базе двигателей АИ-20, работавших как на керосине, так и на природном газе с давлением 12 кгс/см2. Эти станции нашли самое широкое применение в удаленных местах Советского Союза, поставлялись они и за рубеж: от стран Юго-Восточной Азии до государств Латинской Америки.

На базе запорожской передвижной электростанции ГТУ-1000 в Киевском институте электросварки им. Б.О. Патона была создана уникальная установка "Север-1", предназначенная для сварки труб магистральных газопроводов.

В настоящее время в ОАО "Мотор Сич" создано новое поколение приводов газоперекачивающих агрегатов и газотурбинных электростанций, работающих на природном газе:

  • Д-336 мощностью 6,3 МВт, рабочее давление природного газа 24 кгс/см2;
  • АИ-336-8 мощностью 8 МВт, рабочее давление газа 24 кгс/см2;
  • АИ-336-1/-2-10 мощностью 10 МВт, рабочее давление газа 36 кгс/см2;
  • ТВ3-137 мощностью 1000 кВт, рабочее давление газа 12 кгс/см2.

На базе приводов ТВ3-137 и Д-336 созданы передвижные электростанции ЭГ-1000 и ЭГ-6000.

Сборка электростанций и испытания приводов на природном газе осуществляются в филиале ОАО "Мотор Сич" - Запорожском машиностроительном заводе им. В.И. Омельченко. Мощный испытательный комплекс на промышленной площадке "Канцеровка" включает в себя три бокса для испытания ГТП и две специально оборудованных площадки для испытания электростанций.

На испытательных стендах и электростанциях для управления работой приводов, генераторов широко применяются автоматика и электронно-вычислительная техника.

Автоматизированная система управления технологическим процессом стендов имеет 103 канала регистрации аналоговых сигналов, 163 выходных воздействующих сигнала и состоит из системы автоматического управления и контроля, двух персональных компьютеров и др.

К настоящему моменту сертифицированы два стенда. Испытанные на них приводы Д-336 успешно работают на газоперекачивающих станциях Украины (Шебелинка и др., 14 шт.), России (одна шт.), а также в Иране и Турции (16 шт.). Ведется монтаж ГТП в России, на одной из станций вблизи Санкт-Петербурга. При этом монтажом, пусконаладочными работами и гарантийным обслуживанием занимаются высококвалифицированные специалисты эксплуатационно-ремонтного отдела ОАО "Мотор Сич".


предыдущий материал
оглавление
следующий материал