предыдущий материал |
Анатолий Морозов |
директор Запорожского машиностроительного
завода
|
Евгений Якубенко |
начальник конструкторско-технологического
бюро ОАО "Мотор Сич"
|
ОАО "Мотор Сич", наряду с производством газотурбинных двигателей
для авиации, проводит большие работы по созданию новых образцов и организации
серийного выпуска газотурбинных приводов (ГТП), применяемых на газоперекачивающих
агрегатах и электростанциях. Такое направление в деятельности ОАО "Мотор
Сич" имеет не только давние традиции, но и хорошие перспективы. Ещё в 1967 г. в Тюмени, вдалеке от железных дорог, заработала первая
в Союзе промышленная электростанция с двумя турбогенераторами общей мощностью
2250 кВт. Электростанция была создана на Запорожском моторостроительном
заводе, на базе отработавших ресурс авиационных двигателей АИ-20. Топливом
служил попутный газ, который является неизбежным спутником добычи нефти
и, как правило, раньше сжигался в факелах, чтобы предотвратить отравление
окружающей местности. Станция заменила чехословацкий энергопоезд и дала
большой экономический эффект. В 1968 г. на газопроводе "Сияние Севера" и в окрестностях города
Печора заработали первые буровые установки с приводом от газотурбинных
двигателей АИ-23СГ. Каждый двигатель заменял пять дизелей и быстро себя
окупал. Этот блестящий проект Свердловского Уралмаша, Запорожского "Моторостроителя"
и Куйбышевского института "Гипровостокнефть" был отмечен медалями
ВДНХ. Затем последовал серийный выпуск семейства передвижных электростанций
ПАЭС-1250, ПАЭС-1600, ПАЭС-2500 на базе двигателей АИ-20, работавших как
на керосине, так и на природном газе с давлением 12 кгс/см2. Эти станции
нашли самое широкое применение в удаленных местах Советского Союза, поставлялись
они и за рубеж: от стран Юго-Восточной Азии до государств Латинской Америки. На базе запорожской передвижной электростанции ГТУ-1000 в Киевском институте
электросварки им. Б.О. Патона была создана уникальная установка "Север-1",
предназначенная для сварки труб магистральных газопроводов. В настоящее время в ОАО "Мотор Сич" создано новое поколение
приводов газоперекачивающих агрегатов и газотурбинных электростанций,
работающих на природном газе:
На базе приводов ТВ3-137 и Д-336 созданы передвижные электростанции ЭГ-1000
и ЭГ-6000. Сборка электростанций и испытания приводов на природном газе осуществляются
в филиале ОАО "Мотор Сич" - Запорожском машиностроительном заводе
им. В.И. Омельченко. Мощный испытательный комплекс на промышленной площадке
"Канцеровка" включает в себя три бокса для испытания ГТП и две
специально оборудованных площадки для испытания электростанций. На испытательных стендах и электростанциях для управления работой приводов,
генераторов широко применяются автоматика и электронно-вычислительная
техника. Автоматизированная система управления технологическим процессом стендов
имеет 103 канала регистрации аналоговых сигналов, 163 выходных воздействующих
сигнала и состоит из системы автоматического управления и контроля, двух
персональных компьютеров и др. К настоящему моменту сертифицированы два стенда. Испытанные на них приводы Д-336 успешно работают на газоперекачивающих станциях Украины (Шебелинка и др., 14 шт.), России (одна шт.), а также в Иране и Турции (16 шт.). Ведется монтаж ГТП в России, на одной из станций вблизи Санкт-Петербурга. При этом монтажом, пусконаладочными работами и гарантийным обслуживанием занимаются высококвалифицированные специалисты эксплуатационно-ремонтного отдела ОАО "Мотор Сич". |
предыдущий материал |