предыдущий материал |
Центральный институт авиационного
моторостроения им. П.И. Баранова:
|
|
Валерий Гуров, |
начальник сектора, д.т.н.
|
Екатерина Джамай, |
ученый секретарь
|
Срок эксплуатации многих отечественных газопроводов сегодня существенно
превышает нормативный, но замена их затруднена из-за высокой стоимости
нового оборудования. Поэтому необходимой стала разработка и внедрение
новой концепции дальнейшего развития системы газоснабжения. В интересах повышения надежности и безопасности газопроводов сегодня
считается целесообразным снижение давления природного газа в трубах. Это
возможно осуществить путем перевода части транспортных магистралей, работающих
под давлением порядка 50 атм, в разряд распределительных с давлением не
свыше 12 атм. Одновременно следует заменить газораспределительные станции
газорегуляторными пунктами, оснащенными вместо традиционных редукторов
давления высокоэффективными энергоустановками на базе турбодетандеров.
При этом оставшиеся в земле старые газопроводы рационально использовать
в коммерческих целях как аккумуляторы энергии сжатого воздуха. В настоящее время изготовлен опытный образец установки с энергоблоком,
преобразующим избыточное давление природного газа в избыточное давление
воздуха. Компрессор высокого давления указанной установки способен сжимать
воздух до давления 6 атм при расходе до 7,4 кг/с и температуре от 335
до 400К. Таким образом, давление рабочей среды в газопроводах, преобразуемых
в хранилища сжатого воздуха, снижается более чем в 8 раз до 6 атм (давление
воздуха), что в значительной мере гарантирует безаварийную многолетнюю
службу реконструируемых газопроводов. На основе ротора турбонасосного агрегата (ТНА) кислородно-водородного
двигателя РД-0120 системы "Буран" специалистами КБХА, ЦИАМ и
ВНИИЭМ был создан турбонасос ТН-45 с магнитными опорами, частотой вращения
ротора 11 000 об/мин и мощностью до 45 кВт. При расходе воздуха через
турбину, равном 1,5 кг/с, его температура на выходе снижалась до 265К,
в то время как исходная температура составляла Т = 293К. Основное назначение агрегата ТН-45 - обеспечение глубоким холодом холодильной
камеры емкостью до 400 т без применения фреона. В разработке системы приняли
участие специалисты ЦИАМ, ВНИИХОЛОДМАШ и Гипрохолод. Турбонасос ТН-45
не нуждается в масляной смазке, что расширяет возможности его применения
для охлаждения помещений с общим температурным уровнем вблизи 0 °С. Специалистами ЦИАМ совместно с работниками СНТК им. Н.Д. Кузнецова была
апробирована схема совмещения эжектора с турбиной применительно к холодильной
камере объемом 21,5 м3 на базе турбонасосного агрегата воздушно-реактивного
двигателя НК-89, предназначенного для работы на сжиженном природном газе.
Результаты демонстрационных испытаний свидетельствуют: за 40 с работы
установки при давлении 30 атм перед активной частью эжектора и среднем
расходе воздуха 0,1 кг/с снижение температуры воздуха в камере составило
6К. При этом частота вращения ротора ТНА не превышала 5000 об/мин, а мощность
на валу достигала 2 кВт. Совмещение эжектора с турбиной в агрегатах ГЭТА (газоэжекторный турбинный
агрегат) является наиболее эффективным решением, если ставится задача
снижения давления природного газа. В этих агрегатах через турбину пропускается
только воздух, а природный газ снижает свое давление в эжекторе - неподвижном
узле. Еще одной перспективной областью применения агрегатов ГЭТА может стать
выработка энергии для станций катодной защиты газопроводов. Другими словами,
избыточное давление магистрального газа следует утилизировать в ГЭТА для
получения электроэнергии в генераторе постоянного тока мощностью до 1
кВт. Опытный образец такого ГЭТА изготовлен и прошел испытания в НИЦ ЦИАМ. Таким образом, предложенные устройства способны обеспечить более полное использование потенциальной энергии природного газа, а косвенно - повышение к.п.д. газоперекачивающих агрегатов.
|
предыдущий материал |