Космонавтика, тяготея к использованию опыта авиации,
желала возвращение летательных аппаратов на Землю и их повторное использование.
Однако первые космические корабли (ориентирующиеся на боевые комплексы)
были одноразовыми.
Основоположники космонавтики задолго до старта "Востока" и Mercury
предлагали создавать многоразовые космические аппараты. Е. Зенгер еще
в 1938 г. выступил с проектом одноступенчатого корабля многократного применения.
Потом были "проект Дорнбергера", статьи В. фон Брауна и К. Райана,
где рассматривалась идея многоразовой транспортной космической системы.
В начале шестидесятых годов в США разрабатывались не менее трех подобных
проекта. Наиболее интересным являлся двухступенчатый аппарат Astrorocket
фирмы Martin. В 1962 г. фирма Boeing получила контракт на создание ракетоплана
Dyna Soar, выводимого на орбиту ракетой-носителем (РН) Titan. Но проект
оказался преждевременным.
В 1968 г. помощник директора NASA доктор Дж. Мюллер заявил о перспективах
американской астронавтики с многоразовыми транспортными космическими кораблями
(МТКК).
В апреле 1969 г. в NASA в сотрудничестве с американскими ВВС была создана
рабочая группа по МТКК, приобретавшего черты воздушно-космического самолета.
Была выбрана двухступенчатая система с многоразовыми пилотируемыми ступенями.
Следует подчеркнуть, что создание МТКК замышлялось в комплексе с межорбитальным
транспортным аппаратом с ЖРД и разгонным блоком с ядерным двигателем.
Ввод в строй всей системы в зависимости от уровня финансирования ожидался
в 1975-1977 гг.
В феврале 1970 г. был образован совместный комитет, организовавший конкурс.
В мае NASA заявило о решении заключить два параллельных контракта: с космическим
отделением фирмы North American Rockwell (Rockwell) и фирмой McDonnell
Douglas (Douglas). Стартовая масса МТКК должна быть равна 1500 т, ресурс
корабля - 100 полетов.
В проекте фирмы Rockwell предусматривался вертикальный старт, с посадкой
разгонной ступени на обычном аэродроме, дальнейший разгон орбитальной
ступени с выходом на базовую орбиту. Конструкторы Douglas не смогли удержаться
в рамках установленной массы системы. В начале 1971 г. NASA потребовала
обеспечить возможность вывода полезной нагрузки массой 29,5 т. В результате
масса "дугласовской" разгонной ступени возросла до 1715 т, а
орбитальной - до 390 т. Масса системы Rockwell увеличилась до 2290 т.
Фирмы Grumman и Boeing предложили использовать сбрасываемые топливные
баки, а Douglas, Rockwell и Lockheed - разгонные реактивные твердотопливные
двигатели (РДТТ).
В марте 1972 г. NASA выбрало непилотируемый вариант разгонной ступени
в виде двух спасаемых ускорителей с РДТТ, соединенных параллельно с топливным
баком. Победителем конкурса стала Rockwell, которая получила контракт
на разработку орбитальной ступени. Создание водородно-кислородных ЖРД
было поручено отделению той же фирмы - Rocketdyne. Тяга РДТТ у земли должна
быть равна 1250 тс.
Первый экземпляр МТКК Columbia стартовал 12 апреля 1981 г. Спустя 54 ч
и 20 мин после запуска, совершив 36 витков, корабль благополучно приземлился
на авиабазе Эдвардс в Калифорнии.
В свой второй полет Columbia отправилась 12 ноября 1981 г. Ее стартовая
масса составила 103,8 т
В дальнейшем американская программа полетов "шаттлов" развивалась
планомерно, хотя и с огромным отставанием от темпов, намеченных в 1975
г. В строй были введены все пять кораблей (последний - в мае 1992 г.),
но 28 января 1986 г. мир потрясла трагедия с Challenger. Экипаж из семи
человек (в том числе две женщины) возглавлял командир Ф. Скоби. На 59-й
секунде полета из боковой поверхности правого разгонного блока появилось
пламя. Через четыре секунды боковая стенка бака прогорела, а на 73-й секунде
корабль, летящий со скоростью М=1,92 на высоте 13,8 км, окутался огненным
шаром горящего водорода.
Гибель Challenger стала тяжелым ударом для NASA и потребовала сделать
перерыв в полетах, продолжавшийся свыше 2,5 лет.
Очередной, двадцать шестой по счету полет "челнока", начался
29 сентября 1988 г. Позднее было выполнено девять стыковок с российской
станцией "Мир", а затем осуществлялись экспедиции и на международную
орбитальную станцию.
Наряду с положительными качествами у "челноков" обнаружились
слабые стороны. Некоторые противники орбитальных кораблей в США вообще
называют концепцию Space Shuttle "самой большой ошибкой" в истории
NASA. Прежде всего, они подвергают критике не оправдавшиеся прогнозы об
уровне экономичности системы, ведь стоимость выведения одного килограмма
полезной нагрузки с помощью американского МТКК в последнее время оценивают
в $22 тыс., что в 3…5 раз превышает аналогичный показатель российских
РН "Союзов" или французских Ariane.
Из воспоминаний Б.Е. Чертока известно, что некоторые сотрудники из Института
прикладной математики АН СССР просчитали возможные орбиты "шаттлов"
и "перепугали Келдыша" потенциальными военными возможностями
МТКК. Оказалось, что непредсказуемость траектории Space Shuttle (способность
к боковому маневру до 2500 км) ставила в исключительно сложное положение
отечественную систему ПКО. Совершив "бросок на север", американский
корабль мог внезапно оказаться над территорией СССР и "опустить"
в нужную точку груз массой до 25 т. Высшее политическое руководство уверовало
в необходимость собственного "челнока", в то время как специалисты-ракетчики
из экс-королевского ОКБ-1 испытывали определенные сомнения.
В мае 1974 г. объединенную организацию в составе ОКБ-1 и двигательного
ОКБ-456, получившую название Научно-производственное объединение "Энергия",
возглавил В.П. Глушко. На августовском совещании Валентин Петрович предложил
создать многоцелевое семейство ракет РЛА. Впоследствии и была создана
РЛА-135 (знаменитая "Энергия"). Создание советского воздушно-космического
самолета Глушко предложил возложить на КБ авиапромышленности.
На начальном этапе рассматривались два варианта схемы: первый - самолетная
схема с горизонтальной посадкой и расположением маршевых двигателей второй
ступени в хвостовой части; второй - схема "несущий корпус" с
вертикальной посадкой. Создание конструкции корабля, разработка всех средств
спуска в атмосфере и посадки были поручены НПО "Молния" и Тушинскому
машиностроительному заводу. Разработку "Бурана" возглавил генеральный
директор и главный конструктор НПО "Молния" Г.Е. Лозино-Лозинский.
В отличие от американцев, советские конструкторы разместили маршевые двигатели
на центральном блоке второй ступени носителя. Первую ступень "Энергии"
составляли четыре блока с кислородно-керосиновыми двигателями РД-170 тягой
у земли 740 тс ("Энергомаш", главный конструктор - В. Радовский).
На второй ступени устанавливались четыре водородно-кислородных однокамерных
двигателя РД-0122 тягой по 200 тс (КБ "Химавтоматика", А. Конопатов).
Увы, эта схема (в отличие от американской) не обеспечивала спасения двигателей
РН.
Работы по созданию орбитального корабля находились под жестким контролем.
В 1977 г. был выпущен его технический проект. В конце 1981 г. генеральный
конструктор В.П. Глушко принял решение о передаче разработки будущего
"Бурана" в службу, возглавлявшуюся его первым заместителем Ю.П.
Семеновым. В декабре 1985 г. планер первого летного орбитального корабля
был доставлен на космодром Байконур.
Отечественный орбитальный корабль был рассчитан на 100 полетов и мог выполнять
полеты как в пилотируемом, так и в автоматическом режиме. Максимальное
количество членов экипажа 10, при этом основной экипаж состоял из четырех
человек. При стартовой массе до 105 т корабль был способен выводить на
орбиту полезный груз массой до 30 т и возвращать с орбиты на Землю груз
массой до 20 т. Программа МКС "Буран" первоначально предусматривала
постройку трех орбитальных кораблей. В 1983 г. их число увеличили до пяти.
Три корабля были изготовлены.
26 октября 1988 г. после докладов о готовности всех систем Государственная
комиссия под председательством министра общемаша В.Х. Догужиева приняла
решение о запуске ОК "Буран" 29 октября 1988 г. в 6 ч 23 мин
московского времени. Подготовка к запуску проходила успешно, метеоусловия
были благоприятными. Все команды по циклограмме предстартовой подготовки
исполнялись нормально. Оставалось отвести от "Бурана" переходный
стыковочный блок, но за 51 с до команды "контакт подъема" в
систему управления кораблем поступила команда "аварийное прекращение
подготовки РН".
Анализ показал, что отбой запуска произошел из-за несвоевременного отвода
платы системы азимутального наведения РН. После устранения всех замечаний
было принято решение о проведении повторной предстартовой подготовки и
запуске 15 ноября 1988 г.
Предстартовая подготовка орбитального корабля началась за 11 ч до старта.
Пуск состоялся 15 ноября 1988 г. в 6 ч 00 мин. Корабль был выведен на
орбиту с апогеем 263 км и перигеем 251 км. Все системы в ходе трехчасового
полета в автоматическом режиме работали нормально. Наконец, на экранах
мониторов ЦУПа появился возвращающийся "Буран". Проделав предпосадочные
маневры, он вышел точно на полосу, приземлился, пробежал 1620 м и замер.
Боковое отклонение точки касания составило всего 3 м, а продольное - 10
м.
Как и вся космонавтика, в 90-х годах система "Энергия - Буран"
подверглась жесткой критике со стороны дилетантов. Общий спад и развал
промышленности самым губительным образом отразился на этом проекте. Финансирование
космических исследований резко сократилось. В 1992 г. Российское космическое
агентство приняло решение о консервации созданного задела.
Целесообразность создания МТКК показал Б.Е. Черток: "Экономические
расчеты для больших систем в принципе будут ошибочными, если исходными
параметрами являлись субъективные предположения, политическая ситуация
или выполнение конъюнктурного социального заказа". Например,
стоимость килограмма груза, вернувшегося с орбиты на "Союзе-ТМ"
составляет, ни много, ни мало, $60 тыс., приблизительно втрое больше,
чем у Space Shuttle. Еще более важно то, что в спускаемых аппаратах "Союзов"
можно вернуть на Землю лишь незначительные по массе полезные нагрузки,
порядка сотни килограммов в случае, если возвращаются два космонавта,
и всего 20…30 кг, если в корабле трое.
Проблема эффективности всегда ставила отечественную космонавтику в трудное
положение. Так, по ряду причин, прежде всего экономических, было бы целесообразно
возвращать с орбиты часть оборудования "Прогрессов", как известно,
сгорающих в атмосфере после выполнения своей миссии.
|