В середине ХХ века начался период стремительного развития
космонавтики: были выведены на орбиту первые искусственные спутники, а
в апреле 1961 г. в космос полетел человек. К последнему событию Воронежское
КБ Химавтоматики (тогда еще ОКБ-154), возглавляемое С.А. Косбергом, имело
самое непосредственное отношение: по воспоминаниям участников старта,
первые слова Первого Космонавта, произнесенные после того, как наступила
невесомость были: "Косберг сработал!".
Еще в 1958-1959 гг. "Химавтоматика" (КБХА) по заданию ОКБ им.
С.П. Королева создала в рекордно короткий срок кислородно-керосиновый
ЖРД РД-0105 для третьей ступени ракеты-носителя (РН) 8К72. Этот двигатель
позволил увеличить массу ИСЗ до 4500 кг и обеспечить первые в мире полеты
к Луне.
Разработка двигателя РД-0109 для пилотируемого полета началась в конце
1959 г. Используя опыт создания РД-0107, КБХА обеспечило рост энергомассовых
характеристик путем создания новой камеры сгорания. Повышение экономичности
было достигнуто в результате применения улучшенной смесительной головки.
Новая камера сгорания изготавливалась на Воронежском механическом заводе.
Работоспособность и надежность двигателей была подтверждена стендовыми
испытаниями на полный ресурс и тщательной дефектацией материальной части.
Три двигателя прошли летные испытания с макетами космонавта в составе
РН "Восток".
12 апреля 1961 г. двигатель РД-0109 в составе РН "Восток" обеспечил
успешный вывод на космическую орбиту первого в мире космонавта Юрия Гагарина.
После полета Гагарина двигатель РД-0109 использовался во всех одиночных
космических полетах, обеспечил запуски многих искусственных спутников
Земли.
Опыт, накопленный при создании "гагаринского" двигателя, нашел
применение при разработке более мощного и совершенного четырехкамерного
ЖРД РД-0110. Этот двигатель, установленный на третьей ступени ракеты-носителя
"Союз", обеспечивает все групповые пилотируемые полеты и запуски
"Прогрессов". За сорокалетнюю историю эксплуатации было осуществлено
более 1250 успешных пусков ракет-носителей с этим двигателем.
Созданием двигателя РД-0109 конструкторы, технологи, испытатели и другие
специалисты КБ "Химавтоматика" обеспечили развитие советской
и российской космонавтики.
Традиционная надежность схемы, заложенная в 60-х годах, получает дальнейшее
развитие в современных ЖРД, разрабатываемых нашим предприятием. Это, прежде
всего, базовый кислородно-керосиновый двигатель РД-0124 для РН "Союз-2"
и кислородно-водородный ЖРД РД-0146. Именно эти изделия, преемники двигателей
- "шестидесятников", призваны обеспечить решение любых новых
задач, которые могут быть поставлены перед российской космонавтикой в
XXI веке.
|
С. А. Косберг
|
|
|
Ракета-носитель "Восток".
12 апреля 1961 г.
|
Компоновочная схема третьей ступени
РН "Восток"
|
|
|
|
Двигатель РД-0109
|
|
Автограф Юрия Гагарина, данный
13 апреля 1961 г. С.А. Косбергу
(из семейного архива)
|
|