предыдущий материал

ИСТОРИЯ
Жак Виллен
руководитель отдела внешних связей компании SNECMA

SNECMA ветеран французского двигателестроения

/

Компания SNECMA была создана в 1945 г., спустя всего несколько недель после окончания военных действий в Европе. Под этим наименованием объединились несколько моторостроительных фирм, большинство из которых сформировалось еще в начале ХХ века, одновременно с зарождением самой авиации. Это такие предприятия, как "Гном и Рон", "Испано-Сюиза", "Рено", "Лоррен", поглотившие, в свою очередь, несколько других двигателестроительных предприятий в 20-е и 30-е годы ХХ века. Поэтому SNECMA сегодня имеет право с гордостью называть себя одной из старейших в мире моторостроительных компаний. А с 1997 г. она включила в себя и космическое подразделение, слившись с компанией SЕР (Европейским обществом по производству двигателей), ведущим разработчиком двигателей для носителей "Ариан" и французских баллистических ракет.

1905 - 1920 гг.: ротативные двигатели

Моторостроительная фирма "Гном" была основана инженером Луи Сегеном в 1905 г. На первых порах персонал фирмы не превышал 50 человек, а ее стартовый капитал составлял 600 000 франков. Производственные цеха, расположенные в Женевилльерсе, занимали всего 200 м2.

До этого небольшая мастерская Сегена занималась изготовлением одноцилиндровых бензиновых автомобильных двигателей по лицензии немецкой фирмы "Оберурсел Моторен". Накопив определенный опыт, Луи совместно с братом Лораном разработал авиационный ротативный звездообразный мотор, нашедший широкое применение на различных французских самолетах. Важнейшей особенностью ротативного двигателя является неподвижный коленчатый вал, в то время как цилиндры вращаются вместе с винтом. На раннем этапе развития авиации такая схема обеспечивала определенные преимущества, поскольку полностью снимала проблему охлаждения.

В 1915 г. фирма "Гном" объединилась с моторостроительной компанией "Рон", основанной инженером Луи Верде. Так образовалась компания "Гном и Рон", просуществовавшая до 1945 г. В Париже на бульваре Каллерман она располагала собственным заводом. В годы Первой мировой войны "Гном и Рон" производила одно- и двухрядные звездообразные двигатели мощностью от 50 до 150 л.с. Этими моторами оснащались не только французские самолеты ("Кодрон", "Моран", "Спад" и др.), но и английские, итальянские, русские (и даже немецкие, по довоенным лицензиям). За годы войны французские моторостроители выпустили более 100 000 двигателей, в два с половиной раза больше по сравнению с их германскими коллегами.

Деятельность "Гном и Рон" способствовала становлению авиационного моторостроения в других странах - союзницах Франции. Так, в 1912 г. в Москве на Николаевской улице вошел в строй завод, осуществлявший лицензионный выпуск "Гномов". После революции предприятие было национализировано, а затем превратилось в ныне широко известный двигателестроительный завод "Салют".

После окончания войны у “Гном и Рон” возникли определенные трудности, связанные со значительным сокращением военного заказа. Кроме того, и ротативный двигатель достиг своего технического потолка, поскольку его предельная мощность не превышала 200 л.с. Стремясь поддержать уровень производства, компания расширила поле своей деятельности, начав выпускать рамы и двигатели для автомобилей, холодильники, швейные машинки и, главным образом, мотоциклы. Но очень быстро производство всей этой "конверсионной" продукции прекратилось, за исключением выпуска мотоциклов.

1921-1940 гг.: мощные звездообразные двигатели

В 1921 г. "Гном и Рон" приступила к наращиванию производства, купив у английской компании "Бристоль" лицензию на выпуск звездообразного двигателя воздушного охлаждения "Юпитер" мощностью 500 л.с. Двигатель производился в нескольких модификациях, предназначенных для военных и гражданских самолетов, как французских ("Спад", "Девуатин", "Бреге", "Фарман", "Потез" и др.), так и голландских ("Фоккер"), немецких ("Юнкерс", "Дорнье", "Хейнкель"), итальянских ("Пьяджио") и советских (И-5). После смерти Луи Сегена "Гном и Рон" возглавил опытный инженер-производственник Поль-Луи Вейллер, руководивший компанией с 1922 по 1940 гг. В годы Первой мировой войны Вейллер был военным летчиком; в боях он получил несколько ранений, заслужил множество боевых наград, а в 1918 г. в возрасте 25 лет стал майором.

Под руководством Вейллера дела "Гном и Рон" пошли в гору. Он сумел внедрить в производство новейшие технологии, современные методы проектирования и отладки моторов. Акции фирмы на Парижской бирже значительно поднялись в цене. Вейллер использовал все возможности, включая издание быстро ставшего популярным журнала "Небо без границ". На его страницах сугубо технические статьи органично сочетались с произведениями видных французских литераторов.

В начале тридцатых годов совершенствование авиатехники существенно ускорилось. Самолетостроителям потребовались моторы мощностью свыше 500 л.с., обладающие существенно лучшими удельными показателями. "Гном и Рон" наладила производство семейства однорядных и двухрядных звездообразных двигателей с 5, 7, 9 и 14 цилиндрами. Самым мощным из них в 1932 г. являлся мотор 14 К мощностью 725 л.с. Он оказался очень удачным; накануне Второй мировой войны 14 стран, в том числе и СССР, закупили лицензии на его производство. В Советском Союзе на базе 14 К была создана серия моторов М-85 - М-89, которыми оснащались строившиеся большими сериями бомбардировщики ДБ-3, Су-2 и Ил-4.

В 1937 г. большая часть французских предприятий, производивших боевую технику и оружие, была национализирована. Компании "Гном и Рон" удалось избежать национализации, но государство стало совладельцем предприятия. Военно-политическая ситуация в Европе стремительно обострялась, дело явно шло к войне. В 1938 г. "Гном и Рон" активно принимала участие в перевооружении французских ВВС, ее двигателями оснащались истребители MB-152 и средние бомбардировщики LeO-350. Правительство Франции приняло решение о передаче предприятий авиастроительной компании "Вуазен" в состав фирмы "Гном и Рон". Предпринимаются огромные усилия по форсированию производства авиационных моторов. Так, в мае 1940 г. компания сумела изготовить 1000 двигателей против 225, произведенных в сентябре 1939 г. Следует подчеркнуть, что накануне Второй мировой войны только компания "Гном и Рон" и ее конкурент - фирма "Испано-Сюиза" - занимались во Франции серийным производством моторов мощностью более 1000 л.с.

Коль скоро речь зашла об "Испано-Сюизе", следует кратко напомнить ее историю. Появившись на свет в 1911 г., эта компания, подобно фирмам "Рено" и "Лоррен", занялась разработкой рядных двигателей. Расцвет деятельности "Испано-Сюизы" пришелся на годы Первой мировой войны. Произведенными ею двигателями оснащались истребители "Спад", на которых летал, к примеру, известнейший французский ас Гинемер. В период между мировыми войнами "Испано-Сюиза" сумела разработать очень удачный 12-цилиндровый V-образный мотор HS-12Y, который устанавливался на истребителях MS-406 и D-520. В 1937 г. французское правительство приобрело часть акций фирмы, тем самым повысив "управляемость" ею со стороны государства.

Как и другие моторостроительные фирмы, "Испано-Сюиза" продавала свои лицензии за рубеж и, в частности, в Советский Союз. Здесь двигатель HS-12Ycrs был сначала воспроизведен под названием М-100, а затем получил дальнейшее развитие в серии моторов М-103 - М-107А, которыми оснащались массовые советские истребители "Як", "ЛаГГ" и бомбардировщики СБ, Пе-2 и Ер-2. Общее число выпущенных в СССР авиационных двигателей, имевших "французские корни", превысило 100 000 единиц.

1940-1944 гг.: период оккупации

С момента поражения Франции в июне 1940 г. и до середины 1944 г. "Гном и Рон" и "Испано-Сюиза", как и вся французская промышленность, были вынуждены работать на немецких оккупантов. "Гном и Рон" продолжала выпуск собственной продукции (моторы 14 N, 14 M и 14 R) и, кроме того, изготовляла моторы BMW и их агрегаты. Поль-Луи Вейллер, ставший участником организации "Свободная Франция", был арестован правительством Виши; в компанию он уже не вернулся. Администрации "Гном и Рон" приходилось отчаянно балансировать между требованиями оккупационных властей и настроениями сотрудников. Немцы болезненно реагировали на неоднократные акты саботажа; на заводы то и дело сыпались бомбы союзников; французское Сопротивление и правительственные спецслужбы обменивались ударами. Остро стояла проблема спасения работников, подлежавших принудительной отправке на работы в Германию… Все эти обстоятельства не способствовали высокой производительности, поэтому в период оккупации среднемесячный объем производства "Гном и Рон" не превышал 200 моторов.

В 1941 г. правительство Виши передало "Гном и Рон" завод фирмы SNCM, бывшей "Компании по производству моторов и автомобилей "Лоррен", национализированной в 1937 г. Дальнейшее расширение компании в 1942 г. произошло за счет завода в Лиможе, занимавшегося наряду с моторостроением другими секретными разработками.

В 1944 г., к моменту освобождения Парижа, "Гном и Рон" располагала первоклассным персоналом (около 15 000 человек). В то же время компания утратила значительную долю производственных мощностей в связи с тем, что немцы вывезли часть станков и оборудования в Германию. Большинство заводов компании получило повреждения при бомбардировках. Тем не менее, производство возобновилось почти сразу после ухода немцев. На первых порах важнейшей задачей являлся ремонт американских танков "Шерман".

С окончанием войны объемы военных заказов резко сократились, что вынудило компанию заняться новыми видами деятельности. Она стала выпускать тракторы, молочные сепараторы, автоклавы, автоматы и прочую продукцию. Возобновилось и производство мотоциклов. Освобождение было сопряжено с "чисткой" руководящего состава; правда, в большинстве случаев дела прекращались из-за отсутствия состава преступления.

В области авиационного двигателестроения период оккупации обусловил значительное техническое отставание Франции от союзников. В стране совершенно не велись работы по созданию реактивных двигателей, хотя перед самой войной французская фирма "Рато", занимавшаяся изготовлением паровых турбин, производила исследования по этой тематике. Французское двигателестроение отставало и во внедрении передовых промышленных методов, позволивших, например, Соединенным Штатам выпустить за годы войны более 800 000 авиамоторов.

1945 г. - национализация и появление фирмы SNECMA

В силу разных причин, в том числе и из-за прозвучавших в адрес компании обвинений в сотрудничестве с германской военной машиной, 29 мая 1945 г. французское правительство издало указ о национализации "Гном и Рон" и создании новой фирмы - SNECMA ("Национальная компания по разработке и внедрению авиамоторов"), призванной объединить почти все существовавшие авиационные двигателестроительные предприятия Франции. Строго говоря, национализация не ликвидировала "Гном и Рон"; компания просто сменила акционеров, ведущее место среди которых заняло государство.

Первые послевоенные годы были для компании нелегкими. Спрос на классические поршневые моторы заметно упал, поскольку большая часть самолетного парка Франции состояла из машин импортного, в основном американского, производства. SNECMA была вынуждена пойти на коренную реорганизацию производства, закрытие части старых заводов наряду с вводом новых промышленных мощностей. Кроме того, на новом месте, в Виллароше, был развернут новый исследовательский и конструкторский центр.

Двигатели для военных самолетов

С появлением реактивных двигателей для военной авиации началась новая эра моторостроения. Подобно Соединенным Штатам, Великобритании и Советскому Союзу, Франция постаралась воспользоваться немецкими "ноу-хау" в этой области. В 1946 г. в Германии во французской оккупационной зоне, на берегу озера Констанс, была создана "Авиамастерская Рикенбах", где собрали около 120 немецких инженеров-конструкторов, работавших прежде на фирме BMW во главе с доктором Г. Ойстрихом. Позднее эти специалисты на правах "группы О" влились в состав французского коллектива SNECMA. Совместными усилиями немецких и французских конструкторов был создан турбореактивный двигатель ATAR. Название реактивного первенца компании SNECMA представляет собой аббревиатуру "Авиамастерская Риккенбах".

Реактивные двигатели семейства ATAR получили широкое распространение во французской военной авиации. Ими оснащались боевые самолеты "Мистер", "Супер-Мистер", "Вотур", "Этандар", "Мираж" III, IV и V. Усовершенствованная модель двигателя 9К50 устанавливалась на реактивный истребитель "Мираж" F1, который был принят на вооружение не только во Франции, но и в ряде других стран. Современные военные двухконтурные двигатели М 53 (для "Миража" 2000) и М 88 (для "Рафаля") также ведут свою родословную от ATAR.

В 70-е годы фирмы SNECMA и "Турбомека" объединили свои усилия с целью создания двигателя Larzac, предназначенного для учебно-боевых самолетов "Альфа Джет". Помимо ВВС Франции и Германии эти машины получили широкое распространение в военной авиации других государств. Новая, более совершенная версия двигателя Larzac тягой 1350 кгс устанавливается на российском учебно-тренировочном самолете МиГ-АТ.

Двигатели для гражданской авиации

В области гражданского моторостроения развивались, в основном, два крупных направления:

  • - в сотрудничестве с британской фирмой "Бристоль Сидли" в 60-е и 70-е годы был создан двигатель "Олимпус-593", предназначенный для сверхзвукового пассажирского лайнера "Конкорд". Благодаря этому двигателю стал возможен перелет из Парижа в Нью-Йорк всего за 3 часа;
  • - в кооперации с "Дженерал Электрик", осуществлявшейся через совместное отделение CFMI, был начат выпуск мощных двигателей для больших дозвуковых пассажирских и грузовых самолетов. Сотрудничество в этой области вылилось в выдающийся технологический и коммерческий успех. В 1999 г. был изготовлен десятитысячный двигатель CFM. Сегодня двигателями серии CFM оснащается множество самолетов. Так, CFM 56-2 сумел обеспечить вторую жизнь для, казалось бы, устаревших DC-8, этот двигатель устанавливается также на самолетах-заправщиках C-135R, принадлежащих французским ВВС. Двигателями CFM 56-3 оснащаются машины семейства "Боинг-737", а CFM 56-5 поднимает в небо "Аэробус" А 320. Отделение CFMI является мировым лидером в производстве моторов для лайнеров вместимостью свыше 100 мест.

Ракетные двигатели

С 1997 г. фирма SEP, европейский лидер в области ракетного моторостроения, входит в состав компании SNECMA, которая вследствие этого является отныне ведущим разработчиком ракетных двигателей на высококипящих и криогенных компонентах.

Производство жидкостных двигателей большой тяги организовано в Верноне, твердотопливными двигателями и композиционными материалами занимается предприятие в Бордо (ТРДД для баллистических ракет морского базирования М4 и М51, а также для тактических ракет "Супер" 530D и "Мистраль"), а двигатели малой тяги для космоса, как на химическом топливе, так и плазменные, изготавливаются в Мелун-Виллароше.

В настоящее время отделение SEP в Верноне производит следующие ЖРД:

  • - "Викинг" 4, 5 и 6 для первой и второй ступеней ракеты-носителя "Ариан-4", а также для жидкостных ускорителей. Эти двигатели используют в качестве топлива несимметричный диметилгидразин и азотный тетроксид;
  • - криогенный (водород-кислородный) двигатель HM7 для третьей ступени "Ариан-4";
  • - криогенный двигатель "Вулкан" для "Ариан-5" и усовершенствованный "Вулкан" 2 для модернизированного варианта этой ракеты-носителя.

По состоянию на 1 июня 1997 г. вернонское отделение SEP изготовило 853 двигателя "Викинг", наработавших в общей сложности 143 400 с, в том числе более 96 000 с в полете. В апреле того же года была изготовлена сотая ракета типа "Ариан". Показатели криогенного двигателя HM7 внушают уважение: на 1 июня 1997 г. изготовлены 132 единицы, наработавшие 205 000 с, в том числе 64 000 с - в полете.

SNECMA сегодня

На рубеже тысячелетий компания SNECMA представляет собой объединение по производству авиационных и ракетных двигателей и оборудования. Она занимает четвертое место среди моторостроительных фирм Запада и первое место в Европе. Номенклатура выпускаемых ею двигателей охватывает область тяги от 8 гс до 660 тс. Что касается авиационных агрегатов, то здесь объединение является мировым лидером по производству шасси, а в Европе занимает ведущую позицию по выпуску тормозных устройств. Годовой оборот компании составляет около $5 млрд. Объем экспортируемой продукции равен 71 %, а доля гражданского и коммерческого сектора в ее деятельности достигает 85 %.

Компанию SNECMA отличает успешность ее сотрудничества с другими фирмами. Совместная деятельность с "Дженерал Электрик" в области авиадвигателей продолжается вот уже более 26 лет. Сотрудничество с европейскими фирмами - создателями ракетных двигателей началось свыше 30 лет назад и успешно развивается в наши дни. Так, только по программе двигателя "Вулкан" для носителя "Ариан-5" компания SNECMA взаимодействует более чем с 40 фирмами из 12 европейских государств.

В 1991 г. SNECMA открыла свое постоянное представительство в Российской Федерации. В последние годы расширяется ее сотрудничество с российскими производителями авиационных двигателей и оборудования, такими как "Рыбинские моторы", "Салют", ОКБ им. В.Я. Климова, "Союз", СНТК им. Н.Д. Кузнецова, ЭГА, "Энергомаш", воронежское КБХА, "Факел", а также с научно-исследовательскими учреждениями, среди которых ВИАМ, ЦИАМ, НИИМаш, МАИ и ЦАГИ.

Технологичность и экономическую привлекательность, надежность в отношениях с партнерами - вот что предлагает сегодня компания SNECMA своим клиентам и партнерам, как настоящим, так и будущим.

Эти качества являются результатом длительной и насыщенной событиями истории развития компании SNECMA. Наши надежды на будущее связаны с тем, что мы сумеем разделить эти достижения с нашими российскими партнерами и обогатить их к взаимной выгоде сторон.

Луи и Лоран Сеген
Сборка лицензионного мотора Бристоль "Юпитер"
Поль-Луи Вейллер
Производство двигателей М 53
Цех сборки истребителей "Мираж" 2000
Готовая продукция : ЖРД "Викинг" 4
Самолет A 340 с моторами CFM 56
Генеалогическое древо компании SNECMA
Двигателестроительный комплекс в Виллароше


предыдущий материал
оглавление
следующий материал