Предыдущий материалК содержанию номераСледующий материалИСТОРИЯ

 



Звезда "Мерседес"
(к созданию первых автомобилей)


д-р Томас Гэртиг,
глава Технологического бюро концерна "Даймлер-Крайслер" в России и СНГ


(Окончание, начало в №5)

Можно сказать, что с появлением двигателя внутреннего сгорания (ДВС) мир пришел в движение. Прежде всего, новая силовая установка обеспечила саму возможность движения, не зависящего ни от капризов погоды, ни от здоровья лошади, ни от наличия рельсового пути к предполагаемой цели поездки. Кроме того, конструирование, производство и эксплуатация самого ДВС стали распространяться по всему миру. Мир "заболел" моторостроением. Так, американец Стейнвей (немец Штайнвай по происхождению и известнейший изготовитель роялей) основал 29 марта 1888 г. в Нью-Йорке "Даймлер Мотор Компани". В 90-х гг. во Франции основана фирма "Пежо". На британских островах "Бритиш Мотор Синдикат Лтд" закупила лицензию на производство двигателей Даймлера, а в 1893 г. появился "Даймлер Мотор Синдикат Лтд".

Несмотря на стремительное распространение автомобиля по всему миру далеко не везде его встречали с распростертыми объятиями. Дело доходило до курьезов: так, только в 1896 г. британский парламент отменил постановление: ":перед каждым экипажем без лошади должен скакать человек с красным флагом и предупреждать об:".

Тем не менее, уже в конце 1899 г. Бенц владел самым большим в мире автомобильным заводом с имуществом, оцениваемым в 3,25 млн марок золотом! На тот момент на заводе было произведено 603 автомобиля (из них 341 на экспорт). Даймлер выпустил к тому времени 96 машин. Это был пример, достойный для подражания: в 1903 г. Генри Форд основал компанию "Форд мотор", которая к концу 1919 г. изготовила миллион машин! В 1916 г. появилась компания "Дженерал Моторс", в 1925 г. - "Крайслер" и т.д. Автомобиль покорил Америку, однако из рекламных буклетов (например, от 05.01.1889, Нью-Йорк) потенциальные покупатели узнавали, что, оказывается, новое транспортное средство создано на основе "английских и американских патентов на производство экипажей и моторов. Патентовладелец Бенц и Ко. Рейнский завод по производству моторов, Мангейм (Баден)" и далее (теперь такое заявление может вызвать у нас только улыбку): "Полная замена экипажа с лошадью!"

Молодой инженер
Готлиб Даймлер
Мерседес Еллинек

Предпосылка для бурного развития компании "Даймлер Моторен Гезельшафт", созданной 28.11.1890 г., пришла из-за границы. Купец Эмиль Еллинек из Вены (родился в Лейпциге в 1853 г. в еврейской семье), разбогатевший на заказах и сбыте рекламной продукции, прекрасно знал, что хороший товар нуждается в эксклюзивном маркетинге, а не в чрезмерной секретности. Поэтому, решив заняться автомобильным бизнесом, он принимает участие в гонках, но записывается на них под именем своей дочери Мерседес. И ровно сто лет назад его водитель В. Бауер 6 марта 1900 г. выигрывает приз на гоночном автомобиле - модель "Даймлер-Феникс", 23 л.с., средняя скорость 34,7 км/ч. Через год после этой победы генеральный секретарь французского автомобильного клуба Поль Мейян бросает фразу:"Мы вступили в эру "Мерседес". В 1902 г. это название было зарегистрировано в качестве товарного знака фирмы, и вот уже Рокфеллер покупает свой первый "Мерседес":

Первый "Мерседес" был оснащен всеми, и по сегодняшний день существующими, основными узлами: трансмиссией, работающей через сцепление с дифференциальным приводом; системой смазки; двумя тормозными системами и т.д. Тогда же он приобрел современный внешний дизайн. Четырехцилиндровый двигатель объёмом 5319 см3 и мощностью 29 кВт (40 л.с.) позволял машине развивать 75-километровую скорость. Во время поездки набегающий поток воздуха был слишком сильным, поэтому все последующие автомобили снабжались ветровым стеклом (также новинкой для автомобилей).

Известно, что на рубеже веков, когда небо уже бороздили первые дирижабли (сто лет назад был построен дирижабль графа Цеппелина LZ 1, оснащенный двумя четырехцилиндровыми моторами Майбаха общей мощностью 32 л.с.), в воздух поднялся первый самолет. Но чей? Существуют бесспорные доказательства первого в мире моторного полета самолета братьев Райт, осуществленного в 1903 г. На лавры покорителя пятого океана претендует и русский изобретатель Александр Можайский (известно, что его самолет с двумя паровыми двигателями был построен в 1882 г., не осталось лишь подтверждений полетов). Но совсем недавно обнаружены документы, в которых подтверждается факт полета летом 1901 г. моторного аэроплана с четырехцилиндровым мотором Даймлера мощностью 35 л.с. Имя пилота - Вильгельм Кресс.

В 1909 г. "Даймлер Моторен Гезельшафт" начинал выпуск четырехцилиндровых моторов для самолётов D4F (59 л.с., 1400 об/мин). Бенц в том же году создал впоследствии ставший легендой автомобиль "Блиц-Бенц" ("Молния-Бенц"), который в 1911 г. с установленным на него четырехцилиндровым двигателем мощностью 200 л.с. достиг скорости 228,1 км/ч. В том же году символом фирмы "Даймлер" стала трехлучевая звезда.

После того, как Рудольфу Дизелю удалось построить двигатель, работающий на тяжелом топливе, к созданию аналогов подключились изобретатели всего мира. В 1911 г. Бенц получил свой первый патент на дизель. Год спустя то же самое удалось фирме "Даймлер", ее двигатель предназначался для морских судов.

С появлением автомобиля в конце прошлого века зародился новый вид спорта - автогонки. Проходили они и в России. На одной из них в 1911 г. присутствовал Николай-II, вручивший "Приз Царя" победителю петербургской гонки - водителю Карла Бенца, фамилию которого установить пока не удалось.

В 1913 г. деловой мир облетела очередная новость - д-р Бергнер, сотрудник фирмы "Бенц", получил престижную кайзеровскую премию за новый сверхлегкий четырехцилиндровый бензиновый авиационный двигатель. Необходимо отметить, что в конкурсе приняло участие 44 (!) модели - огромное по тем временам количество. Выпуск мощного 12-цилиндрового авиационного двигателя (259 л.с.), весившего всего 425 кг, начался еще в 1914 г. Благодаря конвейерному производству до 1918 г. был выпущен 19 601 авиационный двигатель, а также тысячи двигателей для подводных лодок. Технические достижения были активно использованы в ходе Первой мировой войны.

Когда война закончилась, перед обеими фирмами ("Даймлер" и "Бенц") встал вопрос удержания рынка, так как только в Германии в 1919 г. было 75 производителей автомобилей. Выход был единственным - объединение, и руководство фирм приступило к решению этой проблемы.

Первый мотоцикл
Первый автомобильный двигатель
Первый
авиационный
двигатель
Первый
V-образный
ДВС

Тем временем Карл Бенц получил в 1919 г. свой очередной патент, теперь уже на плуг, оснащенный мотором. По сути, это был трактор, причем изобретатель специально предусмотрел широкие шины, создающие небольшое давление на почву и таким образом сохраняющие пашню. Это изобретение стало огромным подспорьем для развития сельского хозяйства. Фирма "Даймлер" не отставала от своего основного конкурента и в 1924 г. представила свой первый в мире грузовик с дизельным мотором. И это тоже был революционный шаг, но уже в направлении совершенствования грузового транспорта.

Надо отметить, что успехи обеих фирм зависели не только от технического таланта руководителей, но и от высокого качества работы и технической культуры рабочих, мастеров и инженеров. Точность и чистота были непременными атрибутами имиджа фирм. Добиться этого можно было также благодаря целенаправленной социальной политике. Поэтому Карл Бенц еще в 1902 г. на своем заводе за счет прибыли создал социальный фонд для финансовой поддержки рабочих в случае болезни, а в 1911 г. основал первое товарищество по строительству жилья для рабочих. Так же было и на фирме Готтлиба Даймлера. Недаром, когда в 1900 г. он умер, рабочие и мастера несли его гроб от завода до Каннштадского кладбища на руках. Такой же любовью и уважением пользовался д-р Карл Бенц, скончавшийся 4 апреля 1929 г. Его жена (героиня первой части статьи) умерла 5 мая 1944 г. в возрасте 95 лет.

Но я немного отвлекся. Неоспоримое лидерство обеих фирм стало окончательным доводом целесообразности их слияния, и 28 июня 1926 г. появилось акционерное общество "Мерседес-Бенц". Объединение усилий позволило в дальнейшем решить многие технические проблемы, из которых следует выделить три:

Начавшаяся Вторая мировая война поставила крест на экспериментах, да к тому же, к 1945 г. были разрушены 75:84 % конструкторских бюро и промышленных центров. Вместе с немецким персоналом предприятий компании "Мерседес-Бенц" все ужасы воздушных налетов пережили и направленные на принудительные работы граждане Восточной и Западной Европы. После войны немало патентов было передано странам-победительницам в качестве компенсации. Тем не менее, сразу же после окончания войны "Мерседес-Бенц" приступила не только к восстановлению производства, но и к разработке нового, первого с 1936 г. легкового автомобиля, на создание которого потребовался всего один год. Немалая заслуга в этом и 2860 женщин, разбиравших завалы, и 17 850 рабочих (1946 г.), прекрасно понимавших, что без "das Werk" (завода) не будет и самой жизни.

Первый "Мерседес"
Первый автобус
Т-80
Первая пожарная машина

В 1946 г. возникает идея создания универсального автомобиля, т.н. "унимога" ("светоч мира"), способного работать с различными навесными приспособлениями, необходимыми для промышленности, городского и сельского хозяйства.

Послевоенный серийный выпуск легковых автомобилей начался в 1949 г. с модели 170 S. Параметры четырехцилиндрового двигателя были следующими: диаметр цилиндра 75 мм, ход поршня 100 мм, объём 1762 см3, мощность 38 кВт (52 л.с.) при 4000 об/мин. Максимальная скорость "Мерседеса" 170 S составила 122 км/ч. В том же году выпуск серийной продукции достиг 1000 легковых автомобилей в месяц - мощная предпосылка для динамичной инвестиционной политики. Это было ещё одно экономическое чудо, основанное, прежде всего, на компетентности рабочих, инженеров и менеджеров и их стремлении сделать все для процветания фирмы.

Через девять лет после окончания войны (5 февраля 1954 г.) был выпущен "Мерседес-Бенц" 300 SL купе. Его шестицилиндровый двигатель имел диаметр цилиндра 85 мм, ход поршня 88 мм, объём двигателя 2996 см3, мощность 158 кВт (215 л.с.) при 5800 об/мин. Максимальная скорость "трехсотого" - 250 км/ч. Серийное производство началось через 7 месяцев.

Авиационный двигатель DB 603
Первый грузовик

Сорок лет назад заводы концерна работали 44 ч в неделю. Значительные успехи в области автомобильного производства были достигнуты благодаря стратегии концерна: никакого копирования - всё должно быть самым лучшим "сегодня и сейчас". Следуя стратегии дальнейшей глобализации рынка в 1998 г. руководство пошло на слияние концернов "Даймлер-Бенц" и "Крайслер". Критерием успеха в научно-исследовательской области было и остается ":плодотворное претворение в жизнь научных основ для выпуска серийной продукции, предлагающей нашим клиентам безопасность, комфорт и радость" (проф. Фёрингер, член правления концерна "Даймлер-Крайслер", ответственный за исследования и технологии).

Как и раньше, создаваемые сегодня испытательные и гоночные модели служат для отработки технологий будущей высококачественной серийной продукции на суше, воде и в воздухе. Вот пример научной и производственной тематики будущего: "Зебра", "автомобиль 2000 г.", Nebus, Necar 5 и другие - с автоматическим выключением цилиндров, электроникой, active body control, Doppel Stick, хромированными стеклами с электрическим подогревом, CFK-поршнями, с электронной системой управления впрыском бензина и применением лазерной сварки, альтернативные двигатели (электрические и другие, предназначенные в первую очередь для удовлетворения экологическим требованиям) и т.д.

Председатель правления "Даймлер Крайслер АГ" господин д-р Юрген Е. Шремпп сформулировал стратегию фирмы в 1999 г.: "Наше будущее базируется на технологиях, инновациях и качестве. Это наши каждодневные обязательства".

Этой стратегии служат 442 тысячи сотрудников фирмы (1998 г.). Этому посвящает свою работу и Технологическое бюро концерна в Москве, которое в общих интересах, в том числе для получения прибыли, занимается подготовкой проектов в области высоких технологий, направленных на выпуск серийной продукции и высококвалифицированный сервис на уровне требований третьего тысячелетия.