Предыдущий материалК содержанию номераРеактивщик

 



Анатолий Маркуша


Пока я летал на разных модификациях "Лавочкина", еще до Школы летчиков-испытателей, не сомневался ни на йоту - лучше, душевнее, так сказать, машины не бывает. Конечно, Як-3 на пилотаже ни с каким другие аппаратом не спутаешь, но все равно "Лавочкин" - это "Лавочкин", даже невзирая на такую историю:

...Пилотировал над Кубинкой, внезапно на боевом развороте что-то адски грохнуло в моторе, и из под капота, прямо на козырек рвануло рыжее пламя. Естественно, я испугался, но тем не менее пожарный кран перекрыл, зажигание выключил, скорость не потерял и успел подумать: допустим, выпрыгну с парашютом, формально никто меня осудить не посмеет. С пожаром в воздухе какие могут быть шутки? Но ведь на земле замучают - бумаги писать заставят, оправдываться, станут придумывать, что все-таки мог сотворить летчик, отчего воспламенился вдруг такой замечательный мотор АШ-82ФН?..

Пока эти мысли шуршали в мозгах, руки делали свое дело: крен, скольжение, разворот на летное поле - дотяну или не дотяну? Кажется, дотяну: И вроде пламя стало поменьше: Скорость? Та-а-ак, скоростенку можно немного убавить. Щитки не спешу выпускать: и шасси тоже:

Я очень старался, я разговаривал с мотором, я его упрашивал погаснуть, мне нужно было доставить на землю ясную картину происшествия, которая станет одновременно и моим полным оправданием.

Скорее всего, мне крупно повезло в тот день. Хоть и не на полосу, а на грунт, ближе к самолетным стоянкам, но все-таки я приземлился на собственные (то есть самолетные) ноги, да еще так удачно закончил пробег - у самой лужи, что успел выпрыгнуть из кабины и, черпая шлемофоном природную грязь, закидать уже не горевший, но все еще опасно тлевший мотор. И я радовался: головка первого цилиндра была сорвана начисто! Уж тут меня никак и никто не сумеет обвинить, и простят, что не покинул кабину, нарушил команду земли.

Как однако давно это было! И не могло придти в голову тогда, что скоро придут новые машины и одна любовь уйдет в воспоминание, а другая только-только зародится и определит наше будущее.

Сегодня понятие "реактивщик" как-то очень незаметно, бочком-бочком ушло из нашего языка, а в первые послевоенные годы оно еще ого как звучало! Я - реактивщик, то есть не просто, не вообще летчик, а тот, кто летает на реактивном самолете. В те времена на реактивщиков смотрели примерно так, как на первых, чуть позже появившихся космонавтов. Лично мое крещение в реактивщики - событие полувековой давности - состоялось благодаря самолету МиГ-9, оснащенному попервоначалу двумя трофейными немецким реактивными двигателями.

Утро. Пока еще серенькое и зябкое. На фоне ангара - машина. Она стоит на трех ногах... На "Аэрокобрах" мне летать не пришлось, поэтому "МиГовское" шасси в диковинку: А еще чудно - нос с дыркой, извините, с отверстием вместо винта. Теоретически все понятно и убедительно - сколько-то воздуха входит в двигатель, а извергается из раскаленных его сопел во много раз больше газа, так что полное соответствие с законом Ньютона... Но это в теории, а как оно будет на практике?

В первый полет на МиГ-9 меня выпускал - вечная ему память - Михаил Михайлович Котельников. Невозмутимый, приветливый, над душой не стоял, лишними словами не пылил, поинтересовался только:
- Готов?
- Готов:, - а что еще я мог сказать?
- Давай. Механик поможет запуститься: не торопись. - И показал рукой: - Вперед!

Вот уже и двигатели запели, плавно набирая обороты. Запомнилось - а голос-то у РД совсем другой, ни с каким поршневым мотором в сравнение не идет - гуще голос и: ласковей.

Вырулил на взлетную полосу. К слову сказать, не без труда: реактивные движки требовали исключительно плавного управления, да и тормоза на МиГ-9 хватали, что называется насмерть. Подумалось: как странно, самолет-то истребитель, а обращения требует самого нежного...

Разбег понравился. Машина бежит как по струнке, ни вправо ее, ни влево не тянет; нос поднимает деликатно, почти что сама, стоило мысленно сказать себе: пора! Оторвались мы от бетона почти неслышно. И тут началось!

Всю жизнь я опасался терять скорость в полете. С аэроклубовских времен усвоил - потеряешь скорость, упадешь! Нет скорости - нет полета. А тут скорость нарастала помимо моей воли. Да так, что я вынужден был бороться с ней. Кошмар! Пока приладился и отрегулировал заданную скорость полета, перебрал высоту вдвое - вместо принятых четырехсот метров на кругу вылез на восемьсот. Реактивные движки меня уволокли, да так лихо, я и удивиться как следует не успел:

Момент истины пришел ко мне несколько позже - в пилотажной зоне. Стоило выполнить серию виражей, опрокинуться переворотом, завязать петлю и следом - иммельман, как я понял - те реактивщики, что приобщились к новой технике прежде нас, просто набивали себе цену, наговаривая на самолет и особенно на движки, дескать, и строги они, и перегрузкой на пилотаже машина душит, и чуть моргнешь, в землю тянет, и силища, мол, пилоту требуется лошадиная, а то не справиться и не спастись.

Не знаю, в какой степени рассказанное относится к реактивным двигателям. Но что сама по себе любая силовая установка вне ее связи с человеком? Более или менее удачное сочетание взаимодействующих металлических элементов. Проще - железо...

Двигатель надо любить, его надо лелеять, надо уметь слышать, и тогда, как говорит моя современная внучка, все будет "естественно о'кей".